Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 28 сентября 2007 г. N вн. 2.2-1/3750
по проекту федерального закона N 216152-3 "О плате за негативное воздействие на окружающею среду", внесенному депутатом Государственной Думы В.А. Грачевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 законопроекта институты, понятия и термины гражданского законодательства, используемые в предлагаемом федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, "если иное не предусмотрено настоящим Законом".
Данное положение противоречит пункту 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), на основании которого нормы гражданского права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать ГК РФ. В этой связи, например, из части 2 статьи 2 проекта необходимо исключить понятия "юридические лица" и "индивидуальные предприниматели", так как они уже закреплены в статьях 23 и 48 ГК РФ и при этом определяются иначе, чем в проекте.
Законопроектом предусматривается предоставить администраторам платы за негативное воздействие на окружающею среду (государственным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации) право предъявлять беспошлинно в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам платы за негативное воздействие на окружающею среду, связанные со взысканием недоимок, пеней (подпункт 10 пункта 2 статьи 3 законопроекта). Однако, порядок уплаты государственной пошлины, а также предоставление льготы при ее уплате (освобождения от ее уплаты) регулируется главой 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) льготы по федеральным сборам, к которым относится и государственная пошлина, устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом.
В этой связи отмечаем, что предоставление администраторам платы за негативное воздействие на окружающею среду право на беспошлинное обращение в суды не является предметом регулирования рассматриваемого законопроекта.
Согласно пункту 2 статьи 4 законопроекта обязанность по плате за негативное воздействие на окружающею среду (далее - плата) возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в результате производственной деятельности сбросы загрязняющих веществ только в канализационные сети. Приведенное положение законопроекта не согласуется с определением разрешительных документов, данном в пункте 2 статьи 2 законопроекта, согласно которому загрязнение окружающей среды осуществляется также посредством выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В этой связи рассматриваемое положение законопроекта требуется привести в соответствие с терминологией, используемой в статье 2 законопроекта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 законопроекта с момента возникновения обязанности по плате, она подлежит уплате за 3 предшествующих года. Однако, данное положение невозможно будет применить на практике к вновь созданным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В этой связи в законопроекте требуется определить для указанных лиц момент возникновения обязанности по плате.
Пунктом 4 статьи 4 законопроекта субъектам Российской Федерации предоставляется право определять лиц, являющихся плательщиками платы за отдельные виды негативного воздействия на окружающею среду. Принимая во внимание принцип определенности законодательного регулирования, было бы целесообразно установить в законопроекте указанные виды негативного воздействия на окружающею среду.
Кроме того, учитывая указанный принцип законодательного регулирования, в пункте 2 статьи 6 законопроекта требуется четко определить, по чьей инициативе должно быть подано администратору платы заявление о постановке на учет.
Обращаем внимание, что положение пункта 4 статьи 6 законопроекта, о том, что форма заявления о постановке на учет определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции администратора платы, дублирует положение пункта 2 статьи 6 законопроекта.
В пункте 10 статьи 6 законопроекта требуется уточнить, на основании какого документа или сведений будет осуществляться одновременная постановка на учет юридического лица при его реорганизации.
Согласно пункту 4 статьи 7 законопроекта плата, взимаемая на территории субъекта Российской Федерации за негативное воздействие на окружающею среду, поступает в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В этой связи указанные положения пункта 4 являются предметом регулирования Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Положение пункта 1 статьи 26 законопроекта, согласно которому юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязан подать администратору платежа заявление о постановке на учет в качестве плательщика, требуется согласовать с пунктом 2 статьи 6 законопроекта, согласно которому подача заявления о постановке на учет является правом указанных лиц, которая осуществляется по предложению соответствующего администратора платы.
Статьей 30 законопроекта ошибочно предусматривается внесение изменений в пункт 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс). Однако, учитывая содержание указанной статьи, предлагаемое в абзаце втором изменение должно быть внесено в подпункт 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса.
Статья 31 законопроекта предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации". В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" указанный Федеральный закон утрачивает силу с 1 января 2008 года.
По статье 33 законопроект, предусматривающей внесение изменений в статью 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, отмечаем, что статьи Уголовного кодекса Российской Федерации подразделяется не на пункты, а на части. Кроме того, законопроектом требуется предусмотреть внесение изменений в текст примечания к статье 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющего крупный и особо крупный размер суммы невыплаченных налогов и сборов и (или) иных обязательных платежей.
По предлагаемому в статье 35 законопроекта внесению изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отмечаем, что в соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ рассматриваемая статья изложена в новой редакции. В этой связи предлагаемое изменение требуется согласовать с вступающими с 1 января 2008 года изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Принимая во внимание, что статьей 30 законопроекта предлагается внести изменения в положения части второй Налогового кодекса Российской Федерации, отмечаем, что в статье 37 законопроекта, предусматривающей порядок вступления в силу федерального закона, требуется установить порядок вступления в силу статьи 30 проекта федерального закона, соответствующий порядку определенному в пункте 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованными Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года) проект нуждается в юридико-технической доработке.
Преамбулу следует оформить в виде статьи 1 законопроекта с наименованием "Предмет настоящего Федерального закона". Одновременно необходимо соответствующим образом изменить нумерацию последующих статей законопроекта.
В законопроекте наблюдается разнобой в структуре статей, устанавливающих правовое регулирование.
Наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в иные законодательные акты, не допускается.
У законодательных актов, устанавливающих новое правовое регулирование, и у законодательных актов о внесении изменений в законодательные акты совершенно разные задачи и разное структурное построение, поэтому объединять их в один законодательный акт недопустимо.
Статьи о внесении изменений в законодательные акты должны располагаться в хронологическом порядке, то есть по дате подписания изменяемых законодательных актов.
Учитывая изложенное, статьи 30 - 36 из текста законопроекта следует исключить и оформить в виде самостоятельного законопроекта, наименование содержания которого следует изложить в следующей редакции:
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду"
Остальные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по экологии в рабочем порядке.
Заместитель |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.