Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Анализ норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере лесопользования, и материалов практики их применения позволяет сделать вывод о необходимости усиления уголовной ответственности за незаконную рубку деревьев и кустарников.
Незаконные рубки представляют серьезную проблему для лесного хозяйства. Их количество и размеры причиняемого ими ущерба неуклонно растут.
Так, по данным Главного информационно - аналитического центра МВД России, по статье 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), предусматривающей ответственность за незаконную рубку деревьев и кустарников, было зарегистрировано в 2003 году - 12 052, в 2004 году -13 475, в 2005 году - 14 641, в 2006 году - 16 281 преступление. В настоящее время данные преступления оставляют 44 % от всех экологических преступлений. Всего судами было привлечено к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьей 260 УК РФ, в 2003 году - 2835, в 2004 - 3427, в 2005 - 3397 человек. Приведенные показатели свидетельствуют о том, что количество преступлений в данной сфере значительно возросло, что, в свою очередь, является показателем особой общественной опасности нарушений установленного порядка лесопользования.
Незаконные рубки леса помимо причинения существенного материального ущерба экономике создают предпосылки для возникновения угрозы экологической безопасности в масштабах государства.
По данным специалистов, полностью восстановить лесной фонд, которому причинен ущерб в результате незаконных рубок, практически невозможно. В первую очередь это обусловлено временным промежутком, необходимым для восполнения утраченных деревьев и кустарников, который колеблется для хвойных и твердолиственных пород семенного происхождения от 81 до 120 лет и более, а для мягколиственных и твердолиственных пород порослевого происхождения от 41 до 70 лет и более. Кроме того, восстановление лесов требует больших материальных затрат.
Одной из основных причин совершения незаконных рубок леса является непрекращающийся спрос на древесину, добываемую преступным путем. В связи с этим совершение указанных преступлений становится экономически выгодным видом промысла. В то же время, существующие меры государственного принуждения, как показывает практика, несоизмеримы с размером и характером причиняемого вреда и их применение не обеспечивает достижение предупредительной цели наказания.
Принимая во внимание изложенное, законопроектом предлагается внести изменения в статью 260 УК РФ.
С учетом дифференцированного подхода в применении наказания к лицам, совершившим преступление, в санкциях частей первой, второй и третьей статьи 260 УК РФ предусмотрено увеличение размера штрафа до двухсот тысяч рублей, от ста до пятисот тысяч рублей и миллиона рублей соответственно. При этом в санкциях частей первой и второй названной статьи нижний предел размера штрафа не указывается, что позволит в практическом применении нормы в полной мере руководствоваться принципом справедливости, закрепленным в статье 6 УК РФ.
Кроме того, в санкции части первой статьи 260 УК РФ предполагается установить лишение свободы сроком до одного года, а в санкциях частей второй и третьей той же статьи - в пределах от одного года до трех лет и от трех до шести лет соответственно.
Наряду с этим, виды наказаний, предусмотренные за совершения преступления по части первой статьи 260 УК РФ, дополняются обязательными работами сроком от ста до ста восьмидесяти часов.
Законопроектом предлагается снизить установленный нижний предел значительного размера ущерба, являющегося обязательным признаком для наступления уголовной ответственности по части первой статьи 260 УК РФ, с 10 000 рублей до 5 000 рублей. Это обусловлено сложившейся судебной практикой по преступлениям данного вида, анализ которой показывает, что для исчисления размера ущерба, при котором наступает уголовная ответственность, применяется таксовая стоимость древесины без учета поправочных коэффициентов. В частности, при средней таксовой стоимости 1 куб. м древесины менее 190 рублей для квалификации деяний по части 1 статьи 260 УК РФ необходимо вырубить более 50 куб. м (1 ж/д вагон) древесины в лесах первой группы или особо защитных участках либо 300 куб. м в остальных лесах. В таких объемах лес вырубается достаточно редко и основная масса нарушителей избегает уголовной ответственности.
Помимо изложенного законопроектом предлагается внесение изменений в статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в части увеличения размеров административных штрафов, накладываемых за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
В части первой статьи 8.28 КоАП предлагается установить административный штраф в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей, от двух тысяч пятисот до четырех тысяч рублей, от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей, накладываемых на граждан, должностных лиц и юридических лиц соответственно.
Часть вторая рассматриваемой статьи предполагает увеличение административного штрафа за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, накладываемых на граждан, должностных лиц и юридических лиц соответственно.
Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать более эффективной охране лесного фонда и рационального его использования. В частности, они позволят снизить количество фактов незаконных рубок деревьев и кустарников в результате своевременного предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и административных правонарушений, в особенности тех из них, которые приняли форму устойчивого преступного промысла.
Законопроект рассмотрен и одобрен с учетом состоявшегося обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации, а также принято решение о его внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в установленном порядке (протокол от 18 октября 2007 г. N 40, раздел II).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.