Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Водный кодекс Российской Федерации
Экологическая и биологическая безопасность населения во многом связаны с качеством питьевой воды и очистки сточных вод, поступающих в водные объекты.
В настоящее время органами санитарно-эпидемиологического надзора отмечается, что одной из основных причин возникновения эпидемий кишечных заболеваний населения является отравление загрязненной питьевой водой, а причиной загрязнения источников питьевого водоснабжения - сброс неочищенных сточных вод.
Важнейшей причиной возникновения проблем качества воды является интенсивное загрязнение источников водоснабжения. Первому классу качества соответствует лишь один процент воды поверхностных водных источников, из которых осуществляется водоснабжение 70 процентов населения России. Многие из них не имеют зон санитарной охраны.
В большинстве поселений забор воды из водных источников и очистка сточных вод с последующим отведением их в водные объекты осуществляется организациями водопроводно-канализационного хозяйства.
Указанные предприятия, являясь водопользователями, несут ответственность за качество питьевой воды и очистку сточных вод. Деятельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства постоянно контролируются органами государственного контроля и надзора, и они несут соответствующую ответственность за ее результат.
Следует отметить, что сточные воды, поступающие на очистные сооружения, состоят из сточных вод жилищно-коммунального хозяйства и сточных вод промышленных предприятий. При этом промышленные предприятия в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации водопользователями не являются. По данному в статье 1 Кодекса определению, водопользователь - это физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Учитывая, что организации - абоненты канализационных сетей не сбрасывают сточные воды в водный объект (как и не забирают воду из него), водопользователями они не являются и несут ответственность только по гражданскому законодательству за соблюдение условий договора. Осуществлять проверку данных организаций органы надзора и контроля в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут лишь один раз в два года (за исключением установленных данным Федеральным законом случаев). Результаты же деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства могут проверяться без посещения этих организаций с помощью замеров у выпусков очищенных сточных вод, т.е. практически в любое время с применением, при необходимости, соответствующих санкций.
Таким образом, ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, ложится, в основном, на организации водопроводно-канализационного хозяйства.
При этом абоненты даже не всегда имеют службы производственного экологического контроля, которые проверяли бы количество и виды загрязняющих веществ в сточных водах.
Водный кодекс Российской Федерации содержит ряд других несоответствий имеющейся практике. Так, например, в соответствии с пунктом 7 статьи 1 сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. Получается, что стоки, поступающие в канализационную сеть, сточными водами не являются.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 19 статьи 1
Вопросы водопотребления и водоотведения в законодательстве Российской Федерации остаются неурегулированными до настоящего времени.
Все эти несоответствия затрудняют работу организаций водопроводно-канализационного хозяйства и отрицательно влияют на состояние водных объектов.
В настоящее время отношения в области водопотребления и водоотведения регулируются подзаконными актами, прежде всего, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 "Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, иными постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления. Однако подзаконные акты не могут устранить данный пробел в законодательстве Российской Федерации.
Настоящий законопроект разработан в целях ликвидации имеющихся несоответствий.
Законопроектом предлагаются новые определения понятий "сточные воды" и "водопользователь", соответствующие действующей практике.
Данным проектом закона устанавливаются требования, реализация которых позволит обеспечить качество сточных вод, подаваемых в системы канализации. Например, вводится обязательность проведения производственного экологического контроля за видами и количеством вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах для организаций, отводящих сточные воды в системы канализации поселений.
Проверка достоверности получаемых и декларируемых результатов производственного экологического контроля качества сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Для обеспечения единства требований к проведению таких проверок, порядок их проведения устанавливается законодательством Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта позволит уменьшить загрязнение сточных вод и водных объектов, а также улучшить качество питьевой воды.
Депутат |
В.А. Грачев |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Водный кодеке Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Водный кодекс Российской Федерации" в случае его реализации не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Депутат |
В.А. Грачев |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Водный кодекс Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Водный кодекс Российской Федерации", внесения изменений в акты федерального законодательства, подлежащие признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального закона не потребуется.
Депутат |
В.А. Грачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.