г. Москва |
|
03 декабря 2013 г. |
Дело N А40-102893/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
судей: |
Бекетовой И.В. |
|
Свиридова В.А. |
при ведении протокола помощником судьи Бахтиаровой Н.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Булочная-кондитерская N 341" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.09.2013 по делу N А40-102893/2013 судьи Каменской О.В. (21-631),
по заявлению ООО "Булочная-кондитерская N 341" (ОГРН 1037739189102; 107143, г.Москва, Открытое шоссе, д. 25, корп. 2)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Новожилова М.В. по дов. от 24.07.2013;
от ответчика: Камышов Д.А. по дов. от 22.01.2013,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 30.09.2013 ООО "Булочная-кондитерская N 341" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) от 22.07.2013 N 0903-219/2013 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст.8.2. КоАП РФ.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и необоснованным, поскольку суд не в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, не подлежащий применению, неправильно понимает его смысл и содержание.
Считает, что факт образования отходов 1-4 классов опасности в результате деятельности Общества не доказан.
Указывает, что в результате осуществления деятельности Общества не образуются отходы 1-4 класса опасности, Общество не осуществляет деятельность в области обращения с отходами.
Просит отменить решение суда полностью, принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на апелляционную жалобу Департаментом не представлен.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.05.2013 N 0903-219/2013 в период с 01.07.2013 по 11.07.2013 Департаментом проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Булочная-кондитерская N 341" требований природоохранного законодательства.
Результаты проверки оформлены Актом проверки от 11.07.2013, которым установлено, что ООО "Булочная-кондитерская N 341" не представлены документы, подтверждающие ведение учета в области обращения с отходами и не представлен отчет "Данные учета в области обращения с отходами"; не представлены документы, подтверждающие проведение лабораторных измерений (для определения класса опасности отходов) и паспорта опасных отходов по образующимся в процессе деятельности Общества отходов 4-го класса опасности: 912 004 00 01 00 4 Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), 1-го класса опасности: 353 301 00 13 01 1 Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, с подтверждением отнесения отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды; не представлены документы, подтверждающие профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами I - IV класса опасности, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами, а именно 4-го класса опасности: 912 004 00 01 00 4 Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) и 1-го класса опасности: 353 301 00 13 01 1 Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; нарушены п.п.2, 3 ст.14, п.1 ст.15, п.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами".
16.07.2013 должностным лицом Департамента с участием генерального директора Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 0903-219/2013, которым ООО "Булочная-кондитерская N 341" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Постановлением Департамента от 22.07.2013 N 0903-219/2013, вынесенным с участием законного представителя Общества, ООО "Булочная-кондитерская N 341" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 105 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ.
При этом, суд правомерно указал на то, что ст.8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании и транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Исследуя материалы дела, суд правильно установил, что Общество складировало и хранило отходы: отработанные люминесцентные (ртутные) лампы, мусор от бытовых помещений организации (исключая крупногабаритный).
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.07.2003 N 663 мусор от бытовых помещений организации (исключая крупногабаритный) отнесен к отходам IV класса опасности (N 912 004 00 01 00 4); люминесцентные лампы ртуть содержащие отнесенные к отходам I класса опасности (N 353 301 00 1301 1) и т.д. Собранные отходы хранятся в специальном месте временного накопления, сбора для последующей транспортировки на утилизацию.
Ртутьсодержащие лампы отнесены к I классу опасности и в соответствии с п.2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03) являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.
Согласно п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие с 15.06.2003 Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80, требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
Как следует из п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами допускается временное складирование отходов производства и потребления на открытых специально оборудованных для этого площадках (пункт 3.2). Хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается, а в используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности закрытых складах должны быть предусмотрены пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах (пункт 3.5).
В силу действия п.п.2, 3 ст.14 Закона об отходах производства и потребления, хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818.
Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов регламентирован приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 15.08.2007 N 570 (далее - Порядок).
Согласно п.п.2.1 и 2.7 Порядка паспорт опасных отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.
В пункте 2.4 Порядка установлено, что деятельность по паспортизации опасных отходов включает: подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды и подготовку документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды); согласование паспортов опасных отходов.
В силу действия п.3.5 Порядка территориальный орган Ростехнадзора должен рассмотреть материалы заявителя и выдать ему свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласованные паспорта опасных отходов в 30-дневный срок с момента регистрации материалов либо в этот же срок направить заявителю уведомления об отказе в выдаче указанных документов с указанием причин отказа. Форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
В связи с этим, суд правильно посчитал, что отсутствие паспортов на опасные отходы является нарушением экологических требований, установленных федеральными законами.
Исследуя материалы дела, суд обоснованно указал на то, что на момент проверки паспорта заявителем получены не были.
Отсутствие паспортов на опасные отходы Обществом не отрицается.
В соответствии с п.1 ст.19 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Согласно п.5 Приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
В соответствии со статьей 15 Закона об отходах производства и потребления лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Следовательно, заявитель, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы, обязан соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Вопреки доводам апелляционной жалобы событие административного правонарушения подтверждено материалами административного дела: актом проверки от 11.07.2013 N 0903-219/2013, протоколом об административном правонарушении от 16.07.2013 N 0903-219/2013.
Действия заявителя правомерно отнесены судом первой инстанции к накоплению отходов.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Булочная-кондитерская N 341" события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив, имеющиеся в деле, доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и обществом не представлено доказательств отсутствия у ООО "Булочная-кондитерская N 341" возможности соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО "Булочная-кондитерская N 341" в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Судебная коллегия, учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, в действиях ООО "Булочная-кондитерская N 341".
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Булочная-кондитерская N 341" требований, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы признаются судебной коллегией ошибочными, основываются на неверном толковании правовых норм и не опровергают выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.09.2013 по делу N А40-102893/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Булочная-кондитерская N 341" из федерального бюджета уплаченную при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102893/2013
Истец: ООО "Булочная-кондитерская N 341"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы