Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
на проект федерального закона N 379612-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Государственной Думы четвертого созыва Алкснисом В.И., Бабуриным С.Н., Глотовым С.А., Савельевой И.В., Фоменко А.В.
Рассматриваемым законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой статьей 17.14, предусматривающей административную ответственность за действия, посягающие на целостность территории Российской Федерации путем распространения информации, в которой искажаются ее официально установленные границы и исключаются из-под юрисдикции Российской Федерации какие-либо части ее территории.
Размер указанных санкций составляет: для граждан - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией материальных носителей указанной информации; для иностранных граждан или лиц без гражданства - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации; для должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией материальных носителей указанной информации; для юридических лиц - от одной тысячи до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией материальных носителей указанной информации.
В пересчете на рубли в связи с вступлением в силу Федерального закона N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение" размер указанных санкций составляет:
для граждан - от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей; для иностранных граждан или лиц без гражданства - от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей; для должностных лиц - от десяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей; для юридических лиц - от ста тысяч рублей до трехсот тысяч рублей.
Комитет отмечает, что согласно требованиям статьи 3.5 Кодекса административный штраф, налагаемый на граждан, устанавливается в размере, не превышающем пяти тысяч рублей.
Обеспечение целостности Российской Федерации - прямое воплощение ее суверенитета. Указанное положение закреплено в части 3 статьи 4 и части 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации. В соответствии с этими нормами "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории", "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".
Кроме того, как в федеральном законодательстве, регулирующем вопросы безопасности, обороны, Государственной границы Российской Федерации, так и в данном законопроекте не дается законодательного определения целостности территории Российской Федерации.
Статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, в том числе совершенные с помощью средств массовой информации, установлена уголовная ответственность. Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" предусмотрено, что экстремистской деятельностью является деятельность общественных организаций и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на нарушение целостности Российской Федерации. Из указанного определения следует, что распространение информации, в которой искажается официально установленная Государственная граница Российской Федерации и исключаются из-под юрисдикции Российской Федерации какие-либо части ее территории, может расцениваться как экстремистская деятельность, за совершение которой лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Таким образом, предлагаемая законопроектом ответственность будет конкурировать с вышеуказанной статьей УК РФ. Принятие данного законопроекта приведет к правовой коллизии и конкуренции проектируемых норм с нормами УК РФ. В этой связи очевидно, что предусмотренные предлагаемой законопроектом диспозицией статьи 17.14 Кодекса вышеперечисленные действия должны рассматриваться только как уголовное преступление, за которое назначается уголовная ответственность.
Кроме того, формулировка предмета административного правонарушения, предлагаемого статьей 17.14, неоднозначна. Так, в частности, непонятно, по каким критериям будет оцениваться неправомерность различных способов распространения той или иной информации (изготовление и раздача печатной продукции, установка рекламных стендов и плакатов, нанесение графических изображений на стенах, транспортных средствах) и, соответственно, устанавливаться виновность в совершении административного правонарушения. В этой связи необходимо подчеркнуть, что на практике неоднозначность и нечеткость диспозиции состава административного правонарушения может повлечь серьезные затруднения при его применении.
С учетом изложенного, законопроект рекомендуется к отклонению. Утверждено на заседании Комитета "7" февраля 2008 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.