Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 3 апреля 2007 г. N вн 2.2-1/1263
по проекту федерального закона N 379612-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному депутатами Государственной Думы В.И. Алкснисом, С.Н. Бабуриным, С.А. Глотовым, И.В. Савельевой, А.В. Фоменко
(первое чтение)
По данному проекту, касающемуся внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), сообщаем следующее.
1. Полагаем, что наименование данного проекта не в полной мере отражает его содержание, поскольку неясно, по какому вопросу в КоАП РФ вносятся предлагаемые изменения. В этой связи следует отметить, что в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, что бы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
2. Проектом (пункты 1-4 статьи 1) предлагается установить административную ответственность за действия, посягающие на целостность территории Российской Федерации и дополнить КоАП РФ новой статьей 17.14, а также соответствующим образом изменить наименование главы 17 и полномочия некоторых государственных органов в части 1 статьи 23.1 и пункте 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, предлагаемые новое наименование главы 17 и новая статья 17.14 КоАП РФ, включающие в себя, по сути, фразы о посягательстве на целостность территории Российской Федерации, на наш взгляд, непосредственно не относятся к задачам законодательства об административных правонарушениях согласно статье 1.2 КоАП РФ. Согласно указанной статье задачами указанного законодательства являются, в частности, защита установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства. Так, например, в КоАП РФ имеется глава 18, в том числе непосредственно касающаяся защиты Государственной границы Российской Федерации, в которой содержится статья 18.1, устанавливающая ответственность за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации. Более того, близкий по своему характеру с проектным состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 20.3 КоАП РФ ("Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики") размещен именно в главе 20 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, а не в главе 17 КоАП РФ, как это предлагается проектом (действующее наименование главы -"Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти").
С другой стороны, предлагаемая новая статья 17.14 КоАП РФ, раскрывая посягательства на целостность территории Российской Федерации, по сути, относит к ним действия, которые так или иначе связанны с экстремизмом, исходя из его определения, приведенного в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - базовый Федеральный закон). Согласно статье 1 базового Федерального закона к экстремистской деятельности (экстремизму) относится: деятельность по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных, в частности, на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных этой статьей; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности; публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной деятельности, обосновывающие либо оправдывающие совершение деяний, указанных в настоящей статье; экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.
В данном же проекте в качестве одного из нарушений указаны, в частности, "устные выступления и призывы к передаче части Российской Федерации другому государству". В этой связи обращаем внимание, что в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) уже имеется статья 280, которой предусмотрена уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, а также за те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации. Таким образом, предлагаемая проектом ответственность будет конкурировать со статьей 280 УК РФ. С целью исключения коллизии и конкуренции проектных норм с нормами УК РФ объективную сторону изложенного состава представляется необходимым уточнить, например, дополнить его соответствующей оговоркой "если эти действия не содержат уголовно наказуемых деяний".
В целом же предлагаемый состав правонарушения следует согласовать так же и с базовым Федеральным законом, поскольку проект как терминологически, так и по существу не в полной мере соответствует ему. Так, например, в проекте указывается на "изготовление и продажу или раздачу печатной продукции, сувениров, значков и подобных изделий, демонстративное ношение, вывешивание или установку на всеобщее обозрение значков, нашивок, аппликаций, плакатов, географических карт, рекламных стендов или иных форм наглядной агитации...". Однако в статье 1 базового Федерального закона говорится, например, о создании и (или) распространении печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для соответствующего публичного использования, а также об экстремистских материалах. К тому же к "формам наглядной агитации", полагаем, относятся также и другие указанные в этой статье предметы (объекты, материалы) - соответствующие тексты, изображения, видеоматериалы и другие, которые с учетом предлагаемых формулировок проекта отделены от указанных "форм".
Кроме того, полагаем, что и сам родовой состав правонарушения, сформулированный как "действия, посягающие на целостность территории Российской Федерации, осуществленные путем распространения информации, в которой искажаются ее официально установленные границы и исключаются из под юрисдикции России какие-либо части ее территории", также нуждается в согласовании с базовым Федеральным законом. Например, на наш взгляд, для привлечения в данном случае к административной ответственности необходимо, что бы распространение указанной в проекте информации (материалов) осуществлялось именно в целях нарушения целостности Российской Федерации, что будет соответствовать базовому Федеральному закону, а не наоборот. В противном же случае к указанной проектом ответственности могут быть привлечены лица за создание и распространение соответствующей информации в научных, учебных и иных целях, не направленных непосредственно на изменение Государственной границы Российской Федерации, что неверно. В этой связи обращаем внимание, что согласно статье 1.3 КоАП РФ основанием установления административной ответственности в этом Кодексе является, в частности, нарушение правил и норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, что в данном случае не учитывается проектом.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Проектом предусматриваются размеры административного штрафа, налагаемого на граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ, на юридических лиц - от 1000 до 3000 МРОТ, которые превышают его размеры, установленные в части 3 статьи 3.5 КоАП РФ. При этом обращает на себя внимание и предлагаемый проектом значительный разрыв между минимальным и максимальным размерами штрафных санкций, что, полагаем, вряд ли будет способствовать объективному и справедливому назначению наказания:
В то же время следует иметь в виду, что 6 декабря 2006 года Государственной Думой принят в первом чтении законопроект N 346554-4, вносящий изменения в КоАП РФ и касающийся замены величины административного штрафа, кратной минимальному размеру оплаты труда, на сумму, выраженную в рублях. В проекте же размер административного штрафа исчисляется в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда.
Проект нуждается в доработке с учетом положений Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.