Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на совершенствование государственного контроля за осуществлением частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 27 тыс. частных охранно-сыскных структур. Специфика их деятельности связана с ограничением конституционных прав граждан, а также оборотом оружия и специальных средств, что непосредственно влияет на состояние правопорядка и безопасность государства.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд законодательных актов: Закон Российской Федерации "О милиции", Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об оружии", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон "О противодействии терроризму".
Предлагаемые законопроектом изменения носят комплексный характер. Содержание указанных изменений обусловлено спецификой частной охранной и детективной деятельности.
Законопроектом, в частности, предусматривается осуществление лицензирования частной охранной и детективной деятельности в рамках профильного законодательства.
Положения Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) в настоящее время не учитывают в полной мере специфику деятельности, связанной с оказанием охранных и детективных услуг, где в случаях создания угрозы общественной безопасности при ненадлежащем осуществлении частной охранной или детективной деятельности требуется принятие незамедлительных мер к лицензиату.
Действующее законодательство о лицензировании не позволяет в необходимой степени осуществлять государственный контроль за субъектами указанной специфической деятельности. В частности, требования Закона о лицензировании при выявлении контролирующими органами нарушений лицензионных требований и условий не позволяют указанным органам оперативно принимать необходимые меры к лицензиатам. Между тем действия последних создают реальные угрозы для общественной безопасности, поскольку зачастую связаны с бесконтрольным оборотом оружия и спецсредств.
При этом следует отметить, что ряд изменений, внесенных в Закон о лицензировании Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ, значительно осложняет не только осуществление лицензионного контроля за частной охранной и детективной деятельностью, но и практическое осуществление указанной деятельности.
В частности, установленный порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, особенно в случаях изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, практически парализует оказание таких видов охранных услуг, как сопровождение грузов (охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке) и сопровождение охраняемого лица (защита жизни и здоровья граждан), осуществление которых сопряжено с необходимостью постоянной смены таких адресов. Специфика оказания детективных услуг также, как правило, не позволяет заранее предоставить лицензиату в лицензирующий орган сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Несовершенство механизма лицензирования, определенного действующим законодательством, стимулирует уход частных охранных и сыскных организаций из легальной в теневую сферу деятельности. Это способно привести к ослаблению государственного контроля за оказанием данных услуг, что в свою очередь негативно скажется на состоянии общественной безопасности.
В рамках решения основных организационных вопросов, связанных с созданием и функционированием частных охранных и детективных организаций, законопроектом предлагается:
установить полномочия на выполнение функций обеспечения пропускного режима, осуществления экономической разведки, сбора сведений о лицах, оформляющихся на работу, только для субъектов частной охранной и сыскной деятельности;
ввести обязательные требования к частным охранным организациям на стадии их создания. В частности, охранная организация будет создаваться только в форме общества с ограниченной ответственностью, для которого устанавливаются обязательные нормативы минимального размера уставного капитала в размере 500 тыс. рублей для всех видов охранных услуг. Данные требования связаны с необходимостью создания охранных предприятий, способных нести материальную ответственность за охраняемое имущество и отвечать перед своими клиентами по договорным обязательствам, а также перед третьими лицами (в случаях нанесения ущерба правам и законным интересам граждан и организаций). В настоящее время минимальный размер уставного капитала для данной организационно-правовой формы юридических лиц равен 10 тыс. рублей, что является неприемлемым для обеспечения вышеуказанных гарантий;
ограничить участие иностранных юридических и физических лиц, а также лиц без гражданства в деятельности по созданию и управлению частными охранными организациями в любой форме, инвестированию в них финансовых средств. При этом у охранных организаций сохраняется право получения кредитов в банковских структурах, в составе которых присутствует иностранный капитал;
ограничить возможность участия общественно-политических организаций в качестве учредителей частного охранного предприятия;
установить иной порядок приобретения, пользования и распоряжения служебным оружием: охранные структуры смогут иметь служебное оружие только во временном пользовании;
ввести ограничение на использование частными охранными структурами форменного обмундирования правоохранительных органов и военнослужащих;
установить обязательное требование к руководителям и учредителям частных охранных предприятий осуществлять деятельность только в сфере частной охраны. Реализация данного требования на практике послужит препятствием в создании аффилированных охранных структур;
предусмотреть обязательную специализированную подготовку для всех работников частных охранных организаций, осуществляющих или организующих исполнение охранных функций;
определить меры, направленные на исключение возможности наделения статусом частного охранника или детектива лиц из криминальной среды. При этом предусматривается обязательная дактилоскопическая регистрация граждан, получающих статус частного охранника или частного детектива.
Кроме того, в целях совершенствования государственного контроля непосредственно за частной детективной и охранной деятельностью законопроектом предусматриваются:
запреты на несанкционированное использование частными охранными структурами и частными детективами информации о клиенте, ставшей известной им в ходе осуществления договорных отношений; введение уголовной ответственности за создание специализированных информационных банков данных, содержащих сведения о личной жизни граждан и их имуществе;
ограничения на осуществление частной охранной деятельности в зоне проведения контртеррористических операций;
ограничительные нормы, направленные на пресечение участия частных охранных структур в гражданско-правовых конфликтах, связанных с оспариванием прав собственников. На это направлено установление запрета на оказание охранных услуг на подобных объектах в случаях, когда данные объекты уже охраняются иным охранным предприятием.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности"
Законопроектом (статья 8) предлагается внести изменение в Налоговый кодекс Российской Федерации и предусмотреть взимание государственной пошлины с граждан Российской Федерации за рассмотрение заявлений о выдаче удостоверения частного охранника, его дубликата, а также переоформление данного документа по различным обстоятельствам.
Размеры государственной пошлины рассчитывались исходя из следующих обстоятельств.
По состоянию на 1 октября 2007 г. в 27 тыс. частных охранных структурах работают более 740 тыс. частных охранников. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел рассматривается в среднем более 100 тыс. заявлений о выдаче и переоформлении удостоверений частного охранника.
Процедура рассмотрения заявления о выдаче удостоверения частного охранника включает в себя работу сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудник ОВД) по:
- приему заявления, а также иных установленных законодательством документов, регистрации указанных документов;
- проведению мероприятий по проверке и установлению достоверности содержащихся в представленных документах сведений;
- направлению запросов в соответствующие информационные центры (о наличии судимости или факта предъявления заявителю обвинения в совершении преступлений) и другие организации;
- вынесению заключения о результатах рассмотрения заявления и представленных документов;
- направлению ответа заявителю о результатах рассмотрения.
При положительном решении оформляется бланк удостоверения частного охранника, который вручается гражданину, претендовавшему на его получение. Сведения заносятся в информационную базу данных.
В соответствии с наработанной практикой объем указанной работы составляет 4 - 4,5 часа рабочего времени сотрудника ОВД, денежное содержание которого за указанный промежуток времени оценивается в сумму 200 - 220 рублей (исходя из суммы ежемесячного содержания старшего инспектора районного отдела милиции в 9600 рублей).
Кроме того, в указанную сумму входят почтовые расходы (10 рублей за 1 конверт, всего расходуется 4 конверта), расходы на бумагу (20 листов по 0,5 рубля, всего 10 рублей), комплектующие материалы для компьютера, размещение и редактирование сведений в базе данных (30 рублей), транспортные расходы, проведение дополнительных мероприятий по проверке заявителя по прежним и измененным паспортным данным, в том числе запросы в подразделения ФМС России, органы местного управления и другие ведомства (100 рублей).
Стоимость одного бланка удостоверения частного охранника, форма которого разработана МВД России, составляет примерно 150 рублей.
С учетом затрат на организацию изготовления, получения, учета, хранения и рассылку бланков по МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации (которые организуют хранение, учет и выдачу бланков) их стоимость составляет 200 рублей за один бланк.
Таким образом, затраты, связанные с выдачей удостоверения, составляют 600 рублей.
Аналогичный объем работы и соответствующие затраты требуются при рассмотрении заявлений, связанных с выдачей дубликата удостоверения частного охранника.
Размеры государственной пошлины за переоформление удостоверения частного охранника и внесение в него изменений определены по аналогии с установленными подпунктом 58 части первой статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размерами оплаты за совершение подобных действий в отношении документов, подтверждающих уровень квалификации - 200 и 100 рублей соответственно.
Предлагаемый законопроектом (статья 5) порядок выдачи органами внутренних дел частным охранным предприятиям во временное пользование служебного оружия и патронов к нему, а также возмещения затрат органов внутренних дел, связанных с их приобретением, транспортировкой, хранением, ремонтом и техническим обслуживанием, будет установлен нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
В указанном акте Правительства Российской Федерации будет предусмотрено приобретение органами внутренних дел служебного оружия для частных охранных предприятий на основании договоров за плату, с учетом затрат, связанных с этими мероприятиями, в рамках внебюджетной деятельности МВД России.
Кроме того, будут предусмотрены положения, в соответствии с которыми служебное оружие, находящееся в собственности частных охранных предприятий, будет передаваться на баланс органов внутренних дел безвозмездно и также выдаваться им во временное пользование без взимания платы.
Учет, хранение и идентификация оружия, передаваемого на баланс органов внутренних дел, будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных на текущее содержание подразделений органов внутренних дел.
С учетом изложенного реализация проекта федерального закона дополнительных затрат из федерального бюджета не потребует.
Перечень
актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов и актов Президента Российской Федерации.
В случае принятия законопроекта необходимо внести изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587, от 14 августа 2002 г. N 600, от 21 июля 1998 г. N 814, от 8 июня 1998 г. N 574, определяющие, в частности, порядок выдачи удостоверения частному охраннику, порядок лицензирования частной охранной и частной детективной деятельности, меры по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, размеры единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии".
Кроме того, потребуется разработка актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих, в частности, перечень технических средств охраны, проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание которых осуществляется частными охранными организациями; лицензионные условия и требования, предусматривающие: порядок оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности населения; порядок оказания охранных услуг юридическим и физическим лицам по обеспечению внутриобъектового и пропускного режима на охраняемых объектах; порядок оказания охранных услуг юридическим и физическим лицам по обеспечению общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий, а также к содействию органам внутренних дел в охране правопорядка в ходе проведения массовых мероприятий; порядок допуска охранных организаций к оказанию услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны; порядок оказания услуг в отношении имущества, право на которое оспаривается и (или) в отношении которого уже заключены договоры на оказание охранных услуг с иными организациями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.