Заключение Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 марта 2008 г. N 10/1
на проект федерального закона N 495510-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" (по вопросу частной охранной и детективной деятельности)
Досье на проект федерального закона
В Комитете по безопасности рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд законодательных актов: Закон Российской Федерации "О милиции", Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об оружии", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон "О противодействии терроризму".
Законопроект направлен на совершенствование государственного контроля за осуществлением частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации. Предлагаемые изменения носят комплексный характер и их содержание обусловлено спецификой указанных видов деятельности.
Комитет Государственной Думы по безопасности отмечает существенный объем вносимых изменений в большое число действующих нормативных правовых актов и в этой связи полагает необходимым в дальнейшей работе по законопроекту обратить внимание на обязательное согласование предлагаемых законодательных новелл с уже действующими нормами.
Так, приведения в соответствие с Гражданским кодексом РФ требуют вводимые нормы о согласовании с органами внутренних дел договоров на оказание охранных услуг по охране объектов и имущества, в отношении которых имеются гражданско-правовые конфликты (принимая во внимание, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует юридическое определение понятия "гражданско-правовой конфликт").
Дополнительной проработки, с учетом уже имеющегося во владении охранных структур оружия, требуют предлагаемые изменения о том, что частные охранные организации имеют право приобретать оружие травматического действия, гражданское оружие самообороны, за исключением длинноствольного, а также получать в органах внутренних дел во временное пользование служебное оружие в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В то же время в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение собственником имущества, которое в силу закона не может ему принадлежать, а также прекращение права собственности физических и юридических лиц в силу закона производятся с возмещением собственнику стоимости отчужденного имущества.
Одновременно необходимо согласование с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", другими законами Российской Федерации предлагаемых проектом федерального закона новелл в отношении введений: нормы, что частная охранная организация не может являться дочерним обществом (зависимым хозяйственным обществом); запрета на создание представительств и филиалов частных охранных организаций; положения о том, что учредителями и (или) участниками частной охранной организации не могут являться физические и (или) юридические лица, осуществляющие иную деятельность, кроме охранной.
Кроме того, как представляется, в статье 2 законопроекта требуется уточнение особенностей лицензирования негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности на территории Российской Федерации в части: регламентации доступа отдельных категорий граждан и юридических лиц к работе и осуществлению данных видов деятельности на основании заключения органов внутренних дел; конкретизации требований, предъявляемых к заявлению о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной и детективной деятельности и оснований отказа в предоставлении лицензий на указанные виды деятельности; уточнения перечня грубых нарушений лицензионных требований и условий, повлекших приостановление лицензий; правомерности аннулирования решением суда лицензии на охранную деятельность на основании заявления органа внутренних дел и некоторые другие.
Наряду с вышеизложенным Комитет полагает необходимым также учесть масштабность нововведений, касающихся реорганизации деятельности структур, охватывающих около миллиона рабочих мест, и рассмотреть вопрос о времени вступления в силу предлагаемого законопроекта (в проекте предусмотрено 90 дней со дня опубликования) для определения большего срока, что обеспечит реальный временной интервал перехода частных охранных и детективных организаций на новые правовые условия осуществления услуг.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживает концепцию проекта закона. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (всего 68) поддерживают или не имеют замечаний и предложений к законопроекту. На указанный законопроект представлено заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы и Официальный отзыв Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, принимая во внимание, что поступившие и отмеченные замечания не затрагивают концепцию законопроекта и могут быть реализованы при его доработке ко второму чтению, Комитет Государственной Думы по безопасности считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" в первом чтении.
Председатель комитета |
В.А. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.