Заключение Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 499004-4 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в части дополнения перечня объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня), внесенный Волгоградской областной Думой
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, рассмотрев проект федерального закона N 499004-4 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", внесенный Волгоградской областной Думой, отмечает следующее.
Концепция представленного законопроекта направлена на расширение в Федеральном законе "Об экологической экспертизе" перечня объектов государственной экологической экспертизы, в том числе за счет включения проектов схем охраны и использования природных ресурсов, проектов рекультивации нарушенных земель, а также иных видов документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность, связанную с прямым или косвенным воздействием на окружающую среду на территории субъекта Российской Федерации.
Предлагаемые авторами законопроекта перечисленные выше виды документации в первоначальной редакции Федерального закона "Об экологической экспертизе" были включены в перечень объектов государственной экологической экспертизы, установленный в статье 12 указанного Закона.
Впоследствии эти объекты были исключены из этого перечня в связи с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон).
При этом необходимость внесения изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" была обусловлена в том числе тем, что в принятых ранее новых редакциях Водного, Земельного и Лесного кодексов Российской Федерации были изменены названия видов документации, регламентирующей отношения в области использования и охраны соответствующих природных объектов и ресурсов.
Например, в Водном кодексе Российской Федерации взамен проектов схем охраны и использования водных ресурсов предусматривается разработка схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Лесной кодекс Российской Федерации также предусмотрел замену проектной документации.
В Федеральном законе "О животном мире" содержится положение о разработке программ по охране и воспроизводству объектов животного мира. При этом необходимость разработки проектов охотоустройства, также как и землепользования, в действующем законодательстве отсутствует.
Однако, Волгоградская областная Дума в рассматриваемом законопроекте не учитывает вышеизложенного.
Представляется также необоснованным предложение авторов законопроекта дополнить статью 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" новым подпунктом, согласно которому в перечень объектов экологической экспертизы предлагается включить "иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах границ субъектов Российской Федерации".
Такая формулировка имеет достаточно расширительное толкование, поскольку очевидно, что к данным видам документации можно отнести, по усмотрению отдельного чиновника, практически любую документацию, включая проектную документацию на строительство жилых домов на территории субъекта Российской Федерации.
Это положение законопроекта противоречит части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной статьей 49 Кодекса, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации.
По мнению Комитета, принятие данной законодательной инициативы создаст противоречия в механизме правового регулирования осуществления экологической экспертизы вышеназванных объектов.
На данный проект федерального закона по состоянию на 1 марта 2008 года поступили отзывы из 47 субъектов Российской Федерации.
Комитет отмечает, что все полученные отзывы субъектов права законодательной инициативы, за исключением двух (положительных), не соответствуют требованиям статьи 26.4 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", поэтому их нельзя принимать во внимание.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 статьи 114 Регламента Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует отклонить проект федерального закона N 499004-4 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" при его рассмотрении Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.