Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 13 марта 2008 г. N 3.1-7/5-1
на проект федерального закона N 450241-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 450241-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края.
Данный законопроект направлен на оптимизацию процедур постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации в гостиницах и иных организациях, оказывающих гостиничные услуги, - в частности, в случаях, когда указанные иностранные граждане и лица без гражданства прибывают в гостиницы и иные организации гостиничного профиля во время общегосударственных выходных и праздничных дней.
Поскольку существующая норма части 3 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" предусматривает, что в случае прибытия иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания на территории Российской Федерации принимающая сторона обязана в течение одних суток уведомить соответствующий орган миграционного учета о прибытии данных иностранного гражданина или лица без гражданства в указанное место пребывания, - в случае прибытия иностранцев в гостиницу или иную организацию гостиничного профиля в выходные и праздничные дни, выполнение упомянутого нормативного предписания становится невозможным.
В целях устранения такой негативной ситуации законопроектом предлагается внести изменение в часть 3 статьи 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства", согласно которому из срока, установленного для представления принимающей стороной уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (в том числе в гостиницу или иную организацию гостиничного профиля) в нерабочий день, срок исполнения обязанности по их постановке на миграционный учет переносится на первые сутки, следующие за нерабочими днями.
Кроме того, законопроектом предусматривается изменить отдельные положения статьи 22 названного Федерального закона и согласно данным изменениям наделить правом проставления отметок в отрывных частях бланков уведомлений о прибытии иностранных граждан и лиц без гражданства в место пребывания - наряду с органами миграционного учета и организациями федеральной почтовой связи - также гостиницы и иные организации, оказывающие гостиничные услуги (с условием обязательной последующей передачи ими требуемой информации в территориальный орган ФМС России).
Рассматриваемый законопроект соответствует Конституции Российской Федерации, общей концепции и различным статьям Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", а также другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам, действующим на территории Российской Федерации.
Изменения, предлагаемые рассматриваемым законопроектом, являются своевременными, актуальными и обоснованными, поскольку основываются на результатах правоприменительной практики на первоначальном этапе применения Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", а также поскольку они направлены на создание более благоприятных условий в процессе соблюдения режимных правил иностранными туристами и в целом позволяют обеспечить улучшение организации их гостиничного обслуживания.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что рассматриваемый законопроект N 450241-4 является альтернативным проекту федерального закона N 9379-5 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации.
По сравнению с альтернативным законопроектом N 9379-5 рассматриваемый проект федерального закона затрагивает большее число аспектов в рамках регулирования отношений, касающихся уточнения процедур миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в гостиницах и иных организациях, оказывающих гостиничные услуги, - (а в отдельных случаях - также и в иных местах временного пребывания). При этом, по сравнению с альтернативным законопроектом N 9379-5, - и по мнению Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, весьма обоснованно, - концепция рассматриваемого законопроекта охватывает более широкий круг организаций, которым наряду с гостиницами целесообразно предоставить право проставления отметок в уведомления о прибытии иностранных граждан и лиц без гражданства в место пребывания, поскольку представленная законодательная инициатива касается не только гостиниц, но и на иных организаций, оказывающих гостиничные услуги. В числе таких иных организаций гостиничного профиля наряду с гостиницами могли бы фигурировать кемпинги, дома отдыха, а также санаторно-курортные и лечебно-оздоровительные учреждения, - хотя, очевидно, что данные категории организаций в рассматриваемом законопроекте следовало бы указать все-таки конкретно.
Однако в то же время представленный законопроект является менее детализированным в контексте определения порядка осуществления процедур миграционного учета в гостиницах и иных организациях гостиничного профиля, поскольку не разрешает вопроса о данном порядке либо о полномочиях государственных органов, которыми такие процедуры должны регулироваться. Между тем, - принимая во внимание особенности деятельности гостиничных организаций, - необходимость четкой регламентации порядка выполнения обязанностей принимающей стороны гостиницами и иными организациями, оказывающими гостиничными услуги, а также особенностей осуществления ими миграционного учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания является очевидной. И в этой связи, более предпочтительным представляется содержание альтернативного законопроекта N 9379-5, где обязанность определить соответствующий порядок миграционного учета предусматривается непосредственно на уровне Правительства Российской Федерации.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству полагает, что отмеченные недочеты рассмотренного законопроекта обуславливают целесообразность прекращения дальнейшей работы над ним, поскольку связанные с этими недочетами вопросы более оптимальным образом могли бы быть разрешены в процессе подготовки к рассмотрению во 2-ом чтении альтернативного законопроекта N 9379-5.
С учетом изложенных обстоятельств, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считает необходимым рекомендовать Государственной Думе к принятию альтернативный представленному законопроекту проект федерального закона N 9379-5, а рассмотренный законопроект N 450241-4 предлагает отклонить.
В связи с изложенным, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 450241-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "13" марта 2008 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.