Заключение Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 17 января 2008 г. N 3.12
на проект федерального закона N 480013-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 480013-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - автор), в части вопросов ведения Комитета, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на приведение норм Кодекса Российской Федерации, об административных правонарушениях (далее - КоАП) в соответствие с решениями, определившими функции федеральных органов исполнительной власти, измененные в ходе проведения административной реформы, и изменениями, внесенными в законодательство в части распределения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Комитетом поддерживаются новые редакции ряда статей особенной части КоАП, предусматривающих ответственность за правонарушения в области охраны собственности (в т.ч. статей 7.1, 7.2, 7.8, 7.9) и за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (в т.ч. статьей 8.7, 8.8).
Комитет считает целесообразным исключение из КоАП статей 23.22, 23.23, 23.24 с заменой их единой статьей 23.22 "Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере природопользования". Дополнением КоАП новыми статьями 23.22.1, 23.23 и 23.24, устанавливающими компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по рассмотрению соответствующих дел об административных правонарушениях, созданы условия для устранения дублирования надзорных функций между уровнями государственной власти и избыточного государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов.
В то же время следует отметить, что 06.12.2007 г. принят Федеральный закон от N 333-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и его нормы статьи в части внесения изменения в статьи 7.11, 8.17, 8.33, 8.36 - 8.38, 23.27 КоАП должны быть учтены в соответствующих статьях законопроекта.
Комитет также не может согласиться с тем, что в соответствии с новой статьей 23.22.1, которой предлагается дополнить КоАП, может сузиться круг должностных лиц, имеющих право рассматривать соответствующие дела об административных правонарушениях, так как названной статьей определен закрытый перечень таких должностных лиц, а пункт 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предоставляет право установления перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Формулировка части 1 предлагаемой законопроектом редакции статьи 23.24 (пункт 28 статьи 1 законопроекта) в отношении передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов противоречит пункту 6 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации, которым осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов отнесено к собственным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений.
Кроме того, новую редакцию статьи 7.9 КоАП (пункт 5 статьи 1 законопроекта) необходимо привести в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, который не предусматривает предоставление в пользование лесных участков на основании специальных разрешений.
В законопроекте также необходимо согласовать между собой нормы, касающиеся земельных и лесных участков (в том числе новые редакции статей 7.1 и 7.9 КоАП), поскольку в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которые определяются в соответствии с лесным законодательством.
К тому же необходимо используемые в законопроекте понятия привести в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и некоторыми другими федеральными законодательными актами. Так, например, в статье 65 Водного кодекса используются понятия "специальный режим хозяйственной и иной деятельности" и "ограничения хозяйственной и иной деятельности", а не "режим использования земельных участков" и "ограничения, установленные санитарным законодательством".
Приведенные в пункте 26 статьи 1 законопроекта понятия "лесной фонд", "леса, не входящие в лесной фонд", "водоохранные зоны территориального моря Российской Федерации" и ряд других вообще не используются в Лесном и Водном кодексах Российской Федерации.
В Федеральном законе "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" говориться не о добыче водных биологических ресурсов (пункт 26, подпункт "а" пункта 54 законопроекта), а о добыче (вылове) водных биологических ресурсов.
В связи с изложенным, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии поддерживает принятие проекта федерального закона N 480013-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом), внесенного Правительством Российской Федерации, в первом чтении и рекомендует учесть вышеназванные замечания при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Председатель |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.