Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 147. Порядок проведения сертификации
1. Сертификация продукции проводится аккредитованными органами, осуществляющими сертификацию.
2. Сертификация включает:
1) подачу изготовителем (заявителем) заявки на проведение сертификации и рассмотрение представленных материалов органом, осуществляющим сертификацию;
2) принятие органом, осуществляющим сертификацию, решения по заявке на проведение сертификации с указанием ее схемы;
3) оценку соответствия продукции установленным требованиям;
4) выдачу органом, осуществляющим сертификацию, сертификата или мотивированного отказа в выдаче сертификата;
5) осуществление органом, осуществляющим сертификацию, инспекционного контроля сертифицированной продукции (если он предусмотрен схемой сертификации);
6) осуществление изготовителем (заявителем) корректирующих мероприятий при выявлении несоответствия продукции установленным требованиям и при неправильном применении знака соответствия;
7) опубликование информации о результатах сертификации.
3. Процедура подтверждения соответствия продукции установленным требованиям включает:
1) отбор и идентификацию образцов продукции;
2) оценку производства или сертификацию системы качества (производства), если это предусмотрено схемой сертификации;
3) проведение испытаний продукции в аккредитованной испытательной лаборатории;
4) экспертизу документов, представленных заявителем (в том числе технической документации, документов о качестве, заключений, сертификатов и протоколов испытаний), с целью определения возможности признания соответствия продукции установленным требованиям пожарной безопасности;
5) анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата.
4. Заявка на проведение сертификации подается в орган по сертификации.
5. Заявителем для проведения сертификации может быть юридическое или физическое лицо (организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие функции изготовителя или продавца), принявшее в силу договора с органом, осуществляющим сертификацию, обязательства выполнять правила и условия сертификации.
6. Заявитель может обратиться с заявкой на сертификацию в любой орган, осуществляющий сертификацию, имеющий в области аккредитации соответствующий вид или тип продукции.
7. Заявка на проведение сертификации оформляется заявителем на русском языке и должна содержать:
1) наименование и местонахождение заявителя;
2) наименование и местонахождение изготовителя;
3) сведения о продукции и идентифицирующие ее признаки (наименование, код по общероссийскому классификатору или код импортной продукции в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, техническое описание продукции, инструкцию по ее применению (эксплуатации) и другую техническую документацию, описывающую продукцию, а также декларируемое количество (серийное производство, партия или единица продукции);
4) указание нормативных документов по пожарной безопасности;
5) обозначение заявленной схемы сертификации;
6) обязательства заявителя о выполнении правил и условий сертификации.
8. Орган, осуществляющий сертификацию, в течение 30 суток с момента подачи заявления направляет заявителю положительное или отрицательное решение по его заявке.
9. Отрицательное решение по заявке должно содержать мотивированный отказ в проведении сертификации.
10. Положительное решение по заявке на проведение сертификации должно включать в себя основные условия сертификации, в том числе информацию:
1) о схеме сертификации;
2) о нормативных документах, на основании которых будет производиться сертификация соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;
3) об организации, которая будет проводить анализ состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
4) о порядке отбора образцов продукции;
5) о порядке проведения испытаний;
6) о порядке оценки стабильности условий производства;
7) о критериях оценки соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;
8) о необходимости предоставления дополнительных документов, подтверждающих безопасность продукции.
11. Подтверждение соответствия продукции установленным требованиям включает в себя, если это предусмотрено схемой сертификации:
1) отбор образцов контрольных и для проведения испытаний;
2) идентификацию продукции;
3) испытания продукции в аккредитованной испытательной лаборатории;
4) оценку стабильности условий производства;
5) анализ представленных документов.
12. Отбор образцов продукции (образцов для испытаний и контрольных образцов) производится в соответствии с процедурой, установленной настоящим Федеральным законом и соответствующими нормативными документами по пожарной безопасности на методы испытаний, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
13. Допускается в качестве контрольных образцов использовать образцы, подвергшиеся сертификационным испытаниям, если их идентификационные признаки и показатели, проверяемые при сертификации, остались неизменными.
14. Образцы, отобранные для испытаний и в качестве контрольных, должны быть по конструкции, составу и технологии изготовления идентичны продукции, поставляемой потребителю (заказчику).
15. Порядок отбора (представления) образцов определяется схемой сертификации, методикой испытаний и решением по заявке.
16. Отбор образцов проводится в присутствии ответственных лиц изготовителя (заявителя) методом случайной выборки и оформляется актом отбора образцов. В акте отбора образцов указываются сведения об отобранной продукции (наименование, тип, модель, документ, в соответствии с которым изготовлена продукция, количество образцов или объем выборки, комплектация образцов) и процедуре отбора (место и дата, лица, участвовавшие в отборе), а также основание для проведения отбора, порядок обращения с образцами после отбора и после испытаний и информация для идентификации продукции.
17. При отборе образцов для сертификации партии в акте также указываются вид упаковки (тары) и ее количество.
18. Акт отбора образцов подписывается лицами, участвовавшими в отборе образцов, и представителями изготовителя (заявителя), уполномоченными на ознакомление с результатами отбора.
19. К образцам заявитель (изготовитель) прилагает документы изготовителя, подтверждающие приемку продукции изготовителем и ее соответствие нормативным документам, по которым выпускается продукция (или их копии), а также необходимые технические документы, состав и содержание которых приведены в решении по заявке на проведение сертификации.
20. После отбора образцов должны быть приняты меры защиты от подмены образцов или ошибок в их идентификации.
21. Контрольные образцы подлежат хранению в течение срока действия сертификата.
22. Идентификацию проводят как при отборе образцов, так и при испытании продукции с целью удостоверения, что представленные образцы действительно относятся к сертифицируемой продукции.
23. Идентификация состоит в сравнении основных характеристик образцов продукции, указанной в заявке на проведение сертификации продукции и технической (сопроводительной) документации на нее, и маркированных характеристик на образце, упаковке (таре) и в сопроводительной документации.
24. При сертификации партии продукции дополнительно проверяется соответствие ее фактического объема заявляемому объему.
25. Результаты идентификации при проведении испытаний отражаются в протоколе испытаний (отчете об испытаниях).
26. Испытания для целей сертификации проводятся по заказам органов, осуществляющих сертификацию.
27. Испытания проводятся испытательными лабораториями, в область аккредитации которых входят методы, предусмотренные в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции.
28. При отсутствии испытательной лаборатории, аккредитованной на техническую компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, усложняющей транспортирование образцов, увеличивающей стоимость испытаний и недопустимо удлиняющей их сроки, допускается поручать проведение испытаний для целей сертификации испытательным лабораториям, аккредитованным только на техническую компетентность, независимым от изготовителя или потребителя сертифицируемой продукции. Такие испытания проводятся под контролем представителей органа, осуществляющего сертификацию продукции, который проводит работу по сертификации. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган, осуществляющий сертификацию продукции, поручивший испытательной лаборатории их проведение.
29. По результатам испытаний испытательные лаборатории оформляют протоколы испытаний и передают их в орган, осуществляющий сертификацию. Копии протоколов испытаний подлежат хранению в испытательной лаборатории в течение срока службы (годности) сертифицированной продукции, но не менее 3 лет после окончания срока действия выданных на их основании сертификатов или решений об отказе в выдаче сертификатов.
30. Протокол испытаний должен содержать следующую информацию:
1) обозначение протокола (например, порядковый номер) и нумерация каждой страницы протокола, а также общее количество страниц;
2) сведения об испытательной лаборатории, проводившей испытания;
3) сведения об органе, осуществляющем сертификацию, поручившем проведение испытаний;
4) идентификационные сведения о представленной на испытания продукции, в том числе и об изготовителе продукции;
5) основание для проведения испытаний;
6) описание программы и методов испытаний или ссылки на стандартные методы;
7) сведения об отборе;
8) условия проведения испытаний;
9) сведения об использованных средствах измерений и испытательном оборудовании;
10) проверяемые показатели и требования к ним, сведения о нормативных документах, содержащих эти требования;
11) фактические значения показателей испытанных образцов, в том числе промежуточные, в соответствии с необходимыми критериями оценки и с указанием расчетной или фактической погрешности измерений;
12) сведения об испытаниях, выполненных другой аккредитованной испытательной лабораторией;
13) дата выпуска протокола испытаний.
31. Протокол испытаний должен быть подписан всеми лицами, ответственными за их проведение, утвержден руководством и скреплен печатью испытательной лаборатории. К протоколу прилагается акт отбора образцов со всеми приложениями к нему.
32. Протоколы должны включать необходимый объем информации, позволяющей получить аналогичные результаты в случае проведения повторных испытаний. Если результатом какого-либо испытания является качественная оценка соответствия продукции предъявляемому требованию, в протоколе приводится информация, на основании которой получен результат.
33. Не допускаются исправления и изменения в тексте протокола испытаний после его выпуска.
34. Не допускается размещать в протоколе испытаний общие оценки, рекомендации и советы по устранению недостатков или совершенствованию испытанных изделий.
35. Протокол испытаний распространяется только на образцы, подвергнутые испытаниям.
36. Анализ производства проводится с целью установления необходимых условий для изготовления продукции со стабильными характеристиками, проверяемыми при сертификации.
37. Оценка производства должна выполняться не ранее чем за 12 месяцев до выдачи сертификата путем анализа состояния производства (схемы сертификации 2с и 4с) или сертификации производства или системы качества (схема сертификации 5с).
38. Основанием для проведения анализа состояния производства является решение органа, осуществляющего сертификацию. Орган, осуществляющий сертификацию, может поручить проведение проверки состояния производства организации, имеющей в своем штате экспертов по сертификации данной продукции или экспертов по сертификации производства и систем качества предприятий. В этом случае оформляется обоснованное письменное поручение органа, осуществляющего сертификацию.
39. При выполнении анализа производства должны проверяться:
1) технологические процессы;
2) технологическая документация;
3) средства технологического оснащения;
4) технологические режимы;
5) управление средствами технологического оснащения;
6) управление метрологическим оборудованием;
7) методики испытаний и измерений;
8) порядок проведения контроля сырья и комплектующих изделий;
9) порядок проведения контроля продукции в процессе ее производства;
10) управление несоответствующей продукцией;
11) порядок работы с рекламациями.
40. Недостатки, выявленные в процессе проверки, классифицируются как существенные или несущественные несоответствия.
41. К существенным несоответствиям относятся:
1) отсутствие нормативной и технологической документации на продукцию;
2) отсутствие описания выполняемых операций с указанием средств технологического оснащения, точек и порядка контроля;
3) отсутствие необходимых средств технического оснащения и средств контроля и испытаний;
4) использование средств контроля и испытаний, не прошедших метрологический контроль в установленном порядке и в установленные сроки;
5) отсутствие документированных процедур контроля, обеспечивающих стабильность характеристик продукции, или их невыполнение.
42. Наличие существенных несоответствий свидетельствует о неудовлетворительном состоянии производства.
43. При наличии одного или нескольких существенных несоответствий организация должна провести корректирующие мероприятия в сроки, согласованные с органом, осуществляющим сертификацию.
44. Несущественные замечания должны быть устранены в срок до проведения очередного инспекционного контроля.
45. По результатам проверки составляется акт о результатах анализа состояния производства сертифицируемой продукции. В акте указывают:
1) результаты проверки;
2) дополнительные материалы, использованные при анализе;
3) общую оценку состояния производства;
4) необходимость и сроки выполнения корректирующих мероприятий.
46. Акт о результатах анализа состояния производства хранится в органе, осуществляющем сертификацию, а его копия направляется заявителю (изготовителю, продавцу).
47. Решение о конфиденциальности информации, полученной в ходе проверки, принимает проверяемая организация.
48. Результаты анализа состояния производства орган, осуществляющий сертификацию, учитывает совместно с протоколом сертификационных испытаний при принятии решения о возможности и условиях выдачи сертификата и установления периодичности инспекционного контроля.
49. Орган, осуществляющий сертификацию, после анализа протоколов испытаний, результатов оценки производства (если это установлено схемой сертификации), других документов о соответствии продукции требованиям пожарной безопасности готовит решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата.
50. На основании решения о выдаче сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности орган, осуществляющий сертификацию, оформляет сертификат, регистрирует его в государственном реестре в установленном порядке и выдает заявителю. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.
51. При отрицательных результатах оценки соответствия продукции установленным требованиям орган, осуществляющий сертификацию, выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.
52. Сертификат соответствия продукции требованиям пожарной безопасности оформляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
53. При проведении обязательной и добровольной сертификации одного и того же объекта допускается дополнительно к сведениям, относящимся к обязательному подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности, помещать в сертификате сведения о добровольном подтверждении соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.
54. Сертификат соответствия продукции требованиям пожарной безопасности может иметь приложение, содержащее перечень конкретных видов и типов продукции, на которые распространяется его действие.
55. Для продукции, выпускаемой серийно, срок действия сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности устанавливается для схем:
1) 2с - не более 1 года;
2) 3с - не более 3 лет;
3) 4с и 5с - не более 5 лет.
56. Для продукции, выпускаемой индивидуально или единичными партиями (схемы 6с и 7с), срок действия выданного сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности устанавливается до окончания срока службы (годности), в течение которого изготовитель в соответствии с законодательством Российской Федерации обязуется обеспечивать потребителям возможность использования продукции по назначению и по истечении которого продукция может перестать удовлетворять требованиям пожарной безопасности. Если такой срок изготовителем не установлен, срок действия сертификата составляет один год.
57. Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен после ее поставки, продажи в течение срока годности (службы), во время которого изготовитель в соответствии с законодательством Российской Федерации обязуется обеспечивать потребителям возможность использования продукции по назначению. Если срок изготовителем не установлен, то для данной продукции сертификат действителен один год после даты окончания его действия. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции.
58. По истечении срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию, сертифицированную по схемам 4с и 5с, сертификат на ту же продукцию на новый срок может быть продлен по решению органа, осуществляющего сертификацию, проводившего предыдущую сертификацию, на основании положительных результатов инспекционного контроля этой продукции и протоколов испытаний, проведенных с учетом ранее проведенных испытаний по сокращенной программе.
59. При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства заявитель должен известить об этом орган, осуществляющий сертификацию, выдавший сертификат. Орган, осуществляющий сертификацию, принимает решение о распространении действия сертификата на модернизированную продукцию или необходимости проведения новых испытаний или оценки производства этой продукции.
60. Инспекционный контроль сертифицированной продукции осуществляют органы, проводившие ее сертификацию, с привлечением при необходимости представителей испытательной лаборатории, проводившей испытания. Инспекционный контроль проводится в форме периодических и внеплановых проверок, обеспечивающих получение информации о сертифицированной продукции в виде результатов испытаний и анализа производства, о соблюдении условий и правил применения сертификата и знака обращения на рынке с целью подтверждения того, что продукция в течение времени действия сертификата продолжает соответствовать установленным требованиям.
61. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией производится при сроке действия сертификата более одного года:
1) не более одного раза за период действия сертификата, выданного на срок до 2 лет включительно;
2) не менее 2 раз за период действия сертификата, выданного на срок от 2 до 4 лет включительно;
3) не менее 3 раз за период действия сертификата, выданного на срок более 4 лет.
62. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, результаты проведенной сертификации продукции, стабильность производства, объем выпуска, наличие сертифицированной системы качества (производства) и стоимость проведения инспекционного контроля.
63. Объем, периодичность, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются в решении о выдаче сертификата.
64. Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за качеством продукции, на которую выдан сертификат.
65. Инспекционный контроль, как правило, включает:
1) анализ материалов сертификации продукции;
2) анализ поступающей информации о сертифицированной продукции;
3) проверку соответствия нормативных документов на сертифицированную продукцию обязательным требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, действующих на момент проведения инспекционного контроля;
4) отбор и идентификацию образцов, проведение испытаний образцов и анализ полученных результатов;
5) проверку состояния производства, если это предусмотрено схемой сертификации;
6) анализ результатов и принятых решений по результатам контроля;
7) проверку корректирующих мероприятий по устранению ранее выявленных и несоответствий;
8) проверку правильности маркировки продукции знаком обращения продукции на рынке;
9) анализ рекламаций на сертифицированную продукцию.
66. Содержание, объем и порядок проведения испытаний при проведении инспекционного контроля (инспекционных испытаний) определяет орган, осуществляющий сертификацию, проводящий контроль.
67. Допускается в качестве результатов испытаний, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям, использовать протоколы периодических испытаний изготовителя, а также испытаний, проведенных (или организованных) изготовителем в присутствии представителя органа, осуществляющего сертификацию, по разработанной им программе и с соблюдением условий, необходимых для обеспечения достоверности результатов.
68. В случае получения отрицательных результатов при испытаниях, проведенных (организованных) изготовителем в присутствии представителя органа, осуществляющего сертификацию, должны быть произведены повторные испытания вновь отобранных образцов аккредитованной испытательной лабораторией. Результаты повторных испытаний считаются окончательными и распространяются на всю сертифицированную продукцию.
69. Инспекционные испытания продукции, сертифицированной в соответствии со схемой 3с, проводятся только аккредитованными испытательными лабораториями.
70. Внеплановую инспекционную проверку производства проводят при наличии информации о нарушениях федеральных законов о технических регламентах на выпускаемую предприятием продукцию.
71. Результаты инспекционного контроля оформляются актом.
72. В акте делается заключение о соответствии продукции требованиям нормативных документов, стабильности сертифицированных показателей и возможности сохранения действия выданного сертификата или приостановке (отмене) действия сертификата в случае несоответствия продукции требованиям, контролируемым при сертификации.
73. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации продукции:
1) приостанавливает действие сертификата;
2) распространяет в установленном порядке информацию о приостановлении действия сертификата;
3) устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
4) контролирует выполнение изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий.
74. После того как корректирующие мероприятия выполнены и их результаты признаны удовлетворительными, орган, осуществляющий сертификацию, возобновляет действие сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
75. При невыполнении изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий или их неэффективности орган, осуществляющий сертификацию, отменяет действие сертификата и выдает держателю сертификата решение об отмене действия сертификата.
76. Основаниями для рассмотрения вопроса о невозможности сохранения действия сертификата могут являться:
1) изменения нормативного документа на продукцию или метод испытаний;
2) изменения конструкции (состава) и комплектности продукции;
3) изменения организации и (или) технологии производства;
4) изменения (невыполнение) требований технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества;
5) сообщения государственных органов или обществ потребителей о несоответствии продукции требованиям, контролируемым при сертификации;
6) материалы дознаний по пожарам, результаты проверок, осуществляемых органами государственного пожарного надзора и другими надзорными органами;
7) отрицательные результаты инспекционного контроля;
8) отказ от проведения или непредоставление возможности проведения инспекционного контроля сертифицированной продукции в сроки, установленные органом, осуществляющим сертификацию.
77. В случае если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом, осуществляющим сертификацию, держатель сертификата может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории соответствие продукции нормативным документам, действие сертификата приостанавливается. Если этого сделать нельзя, то действие сертификата отменяется. Сертификат исключается из государственного реестра, держатель сертификата обязан возвратить его в орган, осуществляющий сертификацию, выдавший сертификат.
78. В случае если орган по сертификации принимает решение о приостановлении действия сертификата, в нем указываются выявленные недостатки и сроки их устранения.
79. Отмена действия и изъятие сертификата оформляются решением об отмене сертификата.
80. Решения о приостановлении действия и отмене сертификата вручаются под расписку или высылаются по почте владельцу сертификата в недельный срок. Информация о приостановлении и отмене сертификатов публикуется в установленном порядке.
81. Повторное представление на сертификацию продукции, на которую ранее выданный сертификат был отменен, осуществляется в общем порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.