Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О кооперации в Российской Федерации"
В Российской Федерации все более и более осознается значение кооперативов в экономике страны и социальной сфере. В настоящее время в России создано и функционирует значительное число кооперативов в самых разнообразных сферах деятельности. Однако отсутствие завершенности правового устройства кооперативной системы не позволяет рассматривать ее как самостоятельный сектор экономики. Сохраняется нерешенность вопросов создания целостной многоуровневой системы кооперации.
Назрело время для унификации правового обеспечения организации и деятельности кооперативов, которая позволит установить общие начала, присущие всем видам и формам кооперативов, устранить неоправданные различия в законодательном регулировании их деятельности, усилить роль государства в создании необходимых условий и гарантий развития кооперации в стране.
В представленном законопроекте воспроизведены только те нормы законодательства об отдельных видах кооперативов, которые имеют общее значение и могут быть использованы при создании новых видов кооперативов, например, потребительских кооперативов. В настоящее время очень трудно создавать новые разновидности потребительских кооперативов в отсутствие соответствующего законодательства о них. Закон "О кооперации в Российской Федерации" послужит правовой основой для их создания. Кооперативное законодательство, существующее в разных странах мира, постоянно совершенствуется и изменяется под влиянием запросов практики. Во многих странах существуют Общие законы о кооперации.
Проект федерального закона сохраняет существующее в российском законодательстве деление кооперативов на производственные и потребительские, потому что с этим делением связано налоговое регулирование. И в одночасье разрушить эту схему очень опасно. Исходя из общего понятия кооператива, авторы проекта не делят кооперативы на коммерческие и некоммерческие организации. В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) производственные кооперативы - коммерческие организации, потребительские - некоммерческие. Такое деление не соответствует сущности кооператива. Об этом давно пишут в юридической литературе и обсуждают на конференциях и иных форумах.
В проекте содержится отсутствующее в нашем законодательстве общее и единое для всех видов кооперативов (производственных, потребительских) понятие кооператива. Проект исходит из определения кооператива, данного в резолюции об идентичности кооперативных организаций Международного кооперативного альянса (МКА) в 1995 г. на XXXI конгрессе в Манчестере, в связи со столетием альянса. Российская Федерация - член этого альянса.
В законопроекте дается общее понятие кооператива, распространяющееся на все кооперативы, независимо от их вида, поскольку все кооперативы преследуют одинаковые цели и осуществляют свою деятельность на основе одних и тех же принятых Международным кооперативным альянсом принципов. Тем самым подчеркивается, что кооператив представляет собой объединение прежде всего людей, а не капиталов. Его основная цель - обеспечивать удовлетворение материальных, социальных и иных потребностей членов кооператива, а не извлечение прибыли, которая не цель, а средство достижения основной вышеназванной цели. Таковы основные принципиально новые концептуальные положения проекта закона. Данный подход потребует внесения изменений в ГК РФ.
Предметом регулирования законопроекта являются организационно-правовые, социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания, функционирования, прекращения действия кооперативов и их объединений, а также отношения с другими хозяйствующими субъектами и государством. В проекте закона представлены основные аспекты организации и деятельности кооперативов: общие положения (гл. 1); виды кооперативов (гл. 2); порядок создания и прекращения деятельности кооперативов (гл. 3); членство, как основа, на которой строится кооператив. Не исключается использование в деятельности кооператива наемного труда (гл. 4). В главе 5 раскрываются источники образования имущественной базы кооператива. Порядок управления кооперативом представлен в главе 6. Здесь предусмотрено также привлечение к управлению кооперативом платных менеджеров (исполнительного директора (дирекции)). Трудовой деятельности в кооперативе посвящена глава 7.
Одна из особенностей кооперативов состоит в том, что им трудно выжить поодиночке. Поэтому в законопроекте уделено внимание объединениям кооперативов (гл. 8). Проект закона допускает создание не только традиционных союзов и ассоциаций, но и кооперативов последующих уровней. В статье 116 ГК РФ есть намек на такие кооперативы. В этой статье говорится о потребительских союзах. Но данная идея в ГК РФ не нашла развития.
В законе имеется глава (гл. 9), посвященная поддержке кооперации со стороны государства. Кооперативы находятся на территории регионов и потому должны учитывать в своей деятельности нужды и потребности регионов. Со своей стороны, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные образования могут много сделать для кооперативов, создаваемых и действующих на территории региона.
Крайне необходима также координация развития кооперации в рамках Российской Федерации в целом. Законопроект исходит из возможности создания при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации координационных или совещательных органов в области развития кооперации, к компетенции которых будет отнесено обеспечение развития кооперации, координация деятельности кооперативов. При этом учтены замечания, отмеченные в заключении Правительства Российской Федерации от 8 июня 2007 года N 2231п-П13, в части финансового обоснования представленного законопроекта: в пункте 1 статьи 23 исключены из источников формирования имущества кооператива субсидии и субвенции. Изменена редакция статьи 52: координационные или совещательные органы, созданные при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не будут являться органами, содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Их деятельность будет осуществляться на добровольной общественной основе. Поэтому в целом принятие рассматриваемого законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Принятие представленного законопроекта не исключает существование законов об отдельных видах кооперативов, в которых более детально, но уже на основе Общего закона будут продолжать регулироваться отношения, складывающиеся в кооперативах соответствующего вида, и отражены его особенности.
Принятие данного законопроекта создает основу для появления новых видов кооперативов (возможно в социальной сфере), поскольку содержит положения, позволяющие создать новые кооперативы, несмотря на отсутствие специального законодательства о них.
Принятие федерального закона "О кооперации в Российской Федерации" будет стимулировать развитие кооперативной формы собственности, станет реальной основой дальнейшего развития экономики, будет способствовать росту занятости населения, а значит улучшению социальной ситуации, в первую очередь, на селе и в малых городах.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О кооперации в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О кооперации в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О кооперации в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О кооперации в Российской Федерации" потребуется:
1) признания полностью утратившим силу Закона СССР от 26.05.1988 г. N 8998-XI (ред. от 07.03.1991 г., с изм. от 15.04.1998 г.) "О кооперации в СССР";
2) внесения изменений и дополнений в следующие акты федерального законодательства, регулирующие создание и деятельность кооперативов на территории Российской Федерации:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 18.12.2006 г.);
Закон Российской Федерации от 19.06.1992 г. N 3085-I (ред. от 21.03.2002 г.) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации";
Федеральный закон от 08.05.1996 г. N 41-ФЗ (ред. от 21.03.2002 г.) "О производственных кооперативах";
Федеральный закон от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ (ред. от 03.11.2006 г.) "О сельскохозяйственной кооперации";
Федеральный закон от 07.08.2001 г. N 117-ФЗ (ред. от 03.11.2006 г.) "О кредитных потребительских кооперативах граждан";
Федеральный закон от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ (ред. от 30.06.2006 г.) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";
Федеральный закон от 30.12.2004 г. N 215-ФЗ (ред. от 16.10.2006 г.) "О жилищных накопительных кооперативах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.