Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 317299-4 "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
22.02.2006 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон "О рекламе". Законом установлены новые требования к рекламе, в том числе в области здравоохранения и лекарственного обеспечения. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе устанавливается статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время статья 14.3. "Нарушение законодательства о рекламе" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет следующую редакцию:
"Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда".
В связи с принятием закона "О рекламе" полагаю отметить следующее:
ни одно развитое государство, учитывая огромную важность этого вопроса в жизни общества, не отказывается от государственного регулирования обращения лекарственных средств.
Согласно справке "Российской газеты" ("РГ", 09.04.2005 г. N 73), специалисты оценивают оптовый фармацевтический рынок России в 3 млрд. долларов, розничный рынок - в 5,5 млрд. долларов. Ежегодный прирост рынка оценивается в 15 - 20 процентов. При этом общий объем фальсифицированных лекарств при продаже через аптечную сеть составляет от 7 до 10 процентов. Чаще всего подделывают дорогостоящие и пользующиеся наибольшим спросом лекарства, а также препараты, активно "продвигаемые" на наш рынок посредством рекламы: иммуномодуляторы; кардиологические препараты; гастроэнтерологические препараты; противогрибковые препараты; гормональные препараты; антибиотики. Активно фальсифицируются препараты, не являющиеся лекарствами: витаминные препараты, биодобавки, лечебная косметика.
Согласно Федеральному закону "О рекламе", установлены особенности рекламы отдельных видов продукции, а именно статья 24 закона определяет требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, статья 25 определяет нормативы рекламы биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания.
Государственная система контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств (Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах") включает и федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, и его территориальные органы.
Федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 323) в ее полномочия входит запрещение рекламы лекарственных средств и предупреждение рекламодателя о необходимости изменения рекламы лекарственного средства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе установлена как отмечалось выше статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом согласно статье 23.48.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статье 23.48.4" следует читать "статье 23.48"
Протоколы о нарушении законодательства о рекламе имеют право составлять согласно статье 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностные лица отделов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (п. 63 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 64 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 18 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностные лица органов, уполномоченных в области здравоохранения, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.1, 6.2, 6.15, 19.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; при этом они не имеют права составлять протоколы за нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в том числе о рекламе в сфере здравоохранения и лекарственных средств.
В связи с тем, что Федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а в ее полномочия входит запрещение рекламы лекарственных средств и предупреждение рекламодателя о необходимости изменения рекламы лекарственных средств в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, полагаю целесообразным и логически оправданным наделить правом составления протокола за нарушение статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, для чего включить указанную статью в перечень статей, содержащихся в пункте 18 част# 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных затрат за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.