Заключение Комитета по финансовому рынку Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 1 апреля 2008 г. N вн.-3.24-13/256
по проекту федерального закона N 504019-4 "О внесении изменения в статью 51.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", внесенному депутатом Государственной Думы В.М. Резником (в части особенностей размещения и обращения в Российской Федерации иностранных ценных бумаг)
Рассмотрев проект федерального закона N 504019-4 "О внесении изменения в статью 511 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", внесенный депутатом Государственной Думы В.М. Резником (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается дополнение Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон) положениями, обеспечивающими правовое регулирование публичного размещения и публичного обращения в Российской Федерации иностранных ценных бумаг с целью формирования в Российской Федерации регионального финансового центра.
Привлечение новых финансовых инструментов на российский фондовый рынок является оправданным требованием сегодняшнего дня, при том, что существующий порядок публичного размещения и публичного обращения в Российской Федерации иностранных ценных бумаг к сожалению не обеспечивает привлекательность и конкурентоспособность российских торговых плащадок для иностранных эмитентов.
Предлагаемые законопроектом изменения призваны обеспечить относительно либеральный доступ качественных иностранных ценных бумаг и более сложный механизм допуска иностранных ценных бумаг, которые являются более рискованными. При этом, законопроект предусматривает меры, направленные на защиту интересов инвесторов.
Законопроект устанавливает общие требования для допуска иностранных ценных бумаг как к публичному, так и к частному размещению и (или) обращению. Так, законопроект предусматривает, что иностранные ценные бумаги должны быть квалифицированы в качестве ценных бумаг со стороны федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а эмитент иностранных ценных бумаг должен быть учрежден в одной из стран - членов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Такой подход позволяет существенно снизить риски, связанные с финансовыми махинациями и возможностью вывода на российский рынок капитала ценных бумаг недобросовестных иностранных эмитентов.
Поддерживая концепцию законопроекта и его принятие в первом чтении, Комитет считает необходимым в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению особое внимание обратить на следующие моменты:
1. В тексте используется термин "иностранные ценные бумаги", хотя в других положениях Закона используется термин "ценные бумаги иностранных эмитентов".
2. В законопроекте отсутствуют положения, предусматривающие возможность публичного размещения и обращения иностранных ценных бумаг на торгах иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг при том, что согласно статье 2 Закона под публичным размещением и публичным обращением понимается обращение и размещение ценных бумаг на торгах не только фондовых бирж, но и на торгах иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
3. Законопроектом не урегулирован вопрос возмещение ущерба российским владельцам иностранных ценных бумаг, торговля которыми прекращена (т.е. в случае их делистинга).
4. В законопроекте отсутствуют положения, устанавливающие статус иностранных ценных бумаг, размещение которых приостановлено, а также предельный срок действия приостановления, в течение которого нарушения, послужившие основанием для приостановления, могут быть устранены.
В целом необходимо отметить, что положения законопроекта должны соответствовать общеправовым критериям определенности, ясности и недвусмысленности, в целях избежания возможности их произвольного толкования.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 504019-4 "О внесении изменения в статью 511 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", внесенный депутатом Государственной Думы В.М. Резником.
Председатель |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.