Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ Пятого созыва
на проект федерального закона N 451552-4 "О внесении изменений в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части порядка разграничения муниципального имущества), внесенный депутатами Государственной Думы А.А. Козерадским, А.Б. Курдюмовым, В.А. Стальмаховым, А.Е. Хинштейном и депутатами Государственной Думы 4 созыва А.Н. Косариковым, А.Е. Лихачевым, Л.И. Тяном
Рассматриваемым законопроектом предлагается внести изменения в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и в часть 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), предусматривающие:
- право органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городским округами в порядке, установленном частью 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ;
- исключение нормы, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации должно было утвердить порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами;
- изменение в часть 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, предусматривающее дополнение перечня муниципальных образований, в отношении которых установлен порядок разграничения имущества, муниципальными образованиями, существовавшими в качестве муниципальных образований до 6 октября 2003 года.
Нормы статьи 85 Федерального закона не устанавливают порядок разграничения имущества между муниципальными образованиями, они касаются только порядка разграничения имущества меду уровнями публичной власти. На основании части 11 статьи 85 Федерального закона перераспределение имущества в соответствии с положениями пункта 3 части 1, пункта 3 части 7, пункта 3 части 8 статьи 85 между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями производится в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, установленным с 1 января 2006 года Федеральным законом, другими федеральными законами.
Разграничение имущества между муниципальными образованиями является предметом правового регулирования статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
Таким образом, изменения, предлагаемые в статье 1 законопроекта, не являются предметом регулирования статьи 85 Федерального закона.
Кроме того, регулирование вышеназванных вопросов уже осуществлено в статьях 26 и 27 Федерального закона от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - Федеральный закон N 230-Ф3), которые вступили в силу с момента его официального опубликования (с 18.10.2007 г.).
В частности, исключена норма, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации должно было утвердить порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 230-Ф3 разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.
При этом разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации (а не только законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений), принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В статье 2 законопроекта предлагается внести изменения в часть 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, предполагающие распространение порядка безвозмездной передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, установленного указанной частью, на случаи разграничения имущества между существовавшими в качестве муниципальных образований до 6 октября 2003 года муниципальными образованиями.
Обосновывается это тем, что государственная регистрация муниципального имущества требует значительных финансовых средств, которые у муниципальных образований отсутствуют.
Однако редакция предлагаемой нормы требует уточнения в целях ее однозначного толкования.
Данная проблема имеет правовые основания. Вместе с тем, ее решение может осуществляться через введения компенсационного механизма посредством предоставления субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующим местным бюджетам в целях компенсации дополнительных расходов местных бюджетов на государственную регистрацию перераспределяемого имущества.
Это позволит сохранить концепцию Федерального закона в части реализации переходного периода, который устанавливает особенности правового регулирования финансовых и имущественных отношений только применительно к вновь образованным муниципальным образованиям (поселениям).
Кроме того, требуется накопление и обобщение практики реализации указанных норм и выработка на ее основе соответствующего решения по внесению обоснованных изменений в часть 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не поддерживает рассматриваемый законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.