Отзыв Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 377099-4 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части предоставления субъектам Российской Федерации права устанавливать ограничения времени продажи спиртосодержащей непищевой продукции) - внесенного Законодательным Собранием Челябинской области
В Комитете Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности рассмотрен проект федерального закона N 377099-4 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - законопроект) и отмечается следующее.
Законопроект предусматривает предоставление возможности субъектам Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи не только алкогольной, но и спиртосодержащей непищевой продукции.
Законопроект, по мнению авторов, в случае его принятия позволит несколько улучшить ситуацию, сложившуюся в связи с употреблением дешевой суррогатной продукции. Невозможность приобретать спиртосодержащую непищевую продукцию в ночное время в целом уменьшит употребление такой продукции не по назначению, уменьшит количество отравлений и смертей среди лиц, употребляющих данную продукцию.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - (далее Федеральный закон):
- спиртосодержащая непищевая продукция это непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. (К данной продукции относятся лаки, краски, растворители, клеи разных видов, стеклоомыватели и другая химическая продукция хозяйственного, бытового специального применения).
- алкогольная продукция это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).
Поэтому статьей 16 базового Федерального закона не допускается розничная продажа только алкогольной продукции, а вопросы регулирования продажи непищевой спиртосодержащей продукции регулируются специальными нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В целях исключения использования технических спиртов и спиртосодержащей продукции в виде алкогольных суррогатов внесены изменения в базовый Федеральный закон в 2005 и 2006 годах, которые предусматривают следующие меры:
- ужесточение и регламентация денатурации безакцизных технических спиртов и непищевой спиртосодержащей продукции (введен закрытый перечень денатурирующих добавок, полностью исключающих возможность использования данной продукции в пищевой целях (бензин, керосин, битрекс, кротоновый альдегид), запрет на удаление денатурирующих добавок. Единственное исключение сделано для парфюмеров, причем концентрация соответствующей денатурирующей добавки увеличена более чем в 10 раз (0,003-0,5);
- лицензирование оптового оборота спиртосодержащей непищевой продукции;
- декларирование производства и оборота спиртосодержащей непищевой продукции с объемным содержанием спирта свыше 25%;
- нанесение на лицевой этикетке для спиртосодержащей непищевой продукции информации о недопустимости использования ее в пищевых целях. Исключение сделано лишь для парфюмерно-косметической продукции, информация на которой может быть нанесена не на лицевой стороне этикетки и без 10-ти процентного ограничения минимальной площади такой информации.
В целях недопущения случайных отравлений Правительство Российской Федерации наделено полномочием устанавливать требования к денатурации иных спиртов, используемых для производства непищевой продукции. Необходимость этого связана с тем, что спиртосодержащая продукция, изготовленная, к примеру, на основе непитьевых спиртов (изопропилового и метилового), мало отличается по запаху и вкусу от спиртосодержащей продукции на основе этилового спирта.
Одновременно усиливаются требования к информации на этикетках спиртосодержащей непищевой продукции об опасности для жизни или здоровья граждан ее употребления в пищевых целях.
С учетом вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 377099-4 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Председатель Комитета |
О.А. Оганян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.