Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Необходимость внесения в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" и в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) изменений вызывается следующим.
В целях дальнейшего обеспечения реальной возможности каждому заинтересованному лицу в случае возникновения спора защитить свои права, свободы или охраняемые законом интересы в суде, основанные на Конституции РФ и нормах международного права, 17 декабря 1998 г. был принят Федеральный закон N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", в статье 3 которого, определена компетенция мировых судей.
Кроме того, подсудность гражданских дел мировому судье определена в статье 23 ГПК РФ.
С 1 июля 2002 г. Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ введен в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в который включены новые составы правонарушений, ранее не являвшиеся предметом его регулирования. При этом увеличилось количество дел об административных правонарушениях, переданных на рассмотрение судей, в том числе мировых, ранее подведомственных различным государственным органам и должностным лицам.
В результате кардинального расширения права на судебную защиту количество гражданских и административных дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, значительно возросло. За период с 2002-2007 год поступление в суды гражданских дел увеличилось в 1,8 раз (с 4 млн.954 тыс. до 9 млн. дел). Ежегодно увеличивается количество гражданских и административных дел, подсудных мировым судьям. Так, в 2005 г. на рассмотрении мировых судей находилось 4 842 274 гражданских дела, тогда как в 2007 г. их было уже 6 802 307; административных дел в 2005 г. - 4 268 548, в 2007 г. - 5 260 326 дел; уголовных дел в 2005 г. - 437 176, в 2007 г. - 485 065 дел.
При этом доля дел, рассмотренных мировыми судьями, в общей структуре судов общей юрисдикции, составила - 75,6% гражданских дел, 40,9% - уголовных и 95,4% - дел об административных правонарушениях. В то время как в районных судах Российской Федерации по штату значится 18 000 судей, а в мировых судах работает всего 6 779 судей.
В связи с увеличением дел, поступивших на рассмотрение мировым судьям, значительно возросла и среднемесячная расчетная нагрузка на 1 штатную единицу мирового судьи, что вызывает необходимость корректировка и перераспределение подсудности дел между мировыми судьями и районными судами.
Поскольку сложившаяся ситуация с нагрузкой на мировых судей и категориями гражданских дел, которые они разрешают, показывает необходимость перераспределения подсудности гражданских дел, то представляется, что все дела, возникающие из трудовых правоотношений, а также наследственные дела следует передать на рассмотрение в районные суды. Указанная категория дел для мировых судей представляет определенную сложность, связанную с необходимостью сбора доказательств, установлением круга лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, которые нередко проживают за пределами региона, а также сложность применяемого законодательства.
В целях перераспределения нагрузки между районными судами и мировыми судьями следует также ограничить подсудность мировым судьям дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества и по имущественным спорам исходя из цены иска, предусмотрев подсудность таких дел мировым судьям при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей.
Предлагаемое изменение правового регулирования вопросов подсудности гражданских дел с учетом их особенностей путем перераспределения полномочий между мировыми судьями и районными судами обеспечит реальную возможность реализации заинтересованными лицами права на судебную защиту.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
В результате принятия данного Федерального закона не потребуется каких-либо дополнительных денежных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
В случае принятия данного федерального закона не подлежат признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению акты федерального законодательства или иные нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.