г. Санкт-Петербург |
|
12 декабря 2013 г. |
Дело N А56-32464/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Абакумовой И.Д., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: Казарцева В.В. по доверенности от 29.04.2013 N 365.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22811/2013) Администрации МО "Город Отрадное" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2013 по делу N А56-32464/2013 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению Администрации МО "Город Отрадное"
к Отделу надзорной деятельности Кировского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области Главного управления МЧС России по Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
Администрация Муниципального образования "Город Отрадное" (Ленинградская область, Кировский район, г. Отрадное, ул. Гагарина, д. 1, ОГРН 10547000326086) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Отдела надзорной деятельности Кировского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области (Ленинградская область, Кировский район, Шлиссельбург, ул. Жука, д. 3, далее - ОНД Кировского района, административный орган) от 06.06.2013 N 145 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация направила апелляционную жалобу, в которой просила решение от 25.09.2013 отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на пункт 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, в соответствии с которым организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана, в частности, обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на обслуживании организации водопроводно-канализационного хозяйства. Податель жалобы указывает, что водопроводно-канализационные сети находятся в собственности МО "Кировский район Ленинградской области" и переданы в аренду ООО "Водоканал птицефабрика "Синявинская", МО "Город Отрадное" в собственности водопроводных сетей не имеет. Таким образом, поскольку пожарные гидранты не переданы МО "Город Отрадное" в собственность, Администрация не вправе выделять финансовые средства на ремонт и содержание пожарных гидрантов.
Податель жалобы надлежащим образом уведомлен о дате и месте рассмотрения дела, однако своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Представитель Отдела надзорной деятельности возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в результате проверки наружного противопожарного водоснабжения, проведенной Отделом надзорной деятельности Кировского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области установлено, что Администрация МО "Город Отрадное":
1. в нарушение требований пункта 80 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390, статей 62, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не создала условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения:
- пожарный гидрант N 13 по 2-му Советскому проспекту не обнаружен, место возможного расположения согласно планшету водоисточников засыпано щебенкой;
- пожарный гидрант N 12 по 2-му Советскому проспекту частично засыпан землей;
- пожарный гидрант N 11 по ул. 11 линия не обнаружен, место возможного расположения согласно планшета водоисточников засыпано щебеночным покрытием дороги;
- пожарный гидрант N 10 по 2-му Советскому проспекту заполнен водой и сломан;
- пожарный гидрант N 9 по 2-му Советскому проспекту завален неподъемным железным щитом;
- пожарный водоем на пересечении 2- го Советского проспекта и 13 линии не имеет площадки с твердым покрытием и подъезда к нему тяжелых пожарных машин в случае возникновения пожаров, а также не очищен от мусора;
- пожарный водоем закрытого типа на пересечении проспекта Ленсовета и 10 линии полностью завален бытовым мусором.
2. в нарушение требований пунктов 1.1, 1.6 таблицы 3 НПБ 160-97, ГОСТ Р 12.4.026-2001 территория Отрадненского городского поселения не доукомплектована знаками пожарной безопасности, а именно: отсутствуют знаки в непосредственной близости от расположения объектов, пожарных гидрантов:
- возле пожарных гидрантов N 12, 11, 10 таблички указания пожарных гидрантов отсутствуют;
- возле пожарных гидрантов N 13, 9 таблички читаемы, отсутствуют указатели по направлению к пожарному водоему (объемные со светильником или плоские, выполненные с использование светоотражающих покрытий.
По факту выявленных нарушений 05.06.2013 в отношении Администрации МО "Город Отрадное" составлен протокол об административном правонарушении и 06.06.2013 вынесено постановление N 145 о привлечении Администрации к Административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде 150 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, Администрация МО "Город Отрадное" обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения и не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ) определено, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статье 19 Закона N 69-ФЗ вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Статьей 10 Закона N 69-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя также разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.
В силу статей 126 и 127 Закона N 123-ФЗ к пожарному оборудованию относятся пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы, которые должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Оспариваемым постановлением в вину Администрации вменяется не создание условий для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, а именно: пожарные гидранты по 2-му Советскому проспекту, по 11 линии местами отсутствуют, местами частично засыпаны землей, щебеночным покрытием дороги и др.
Вместе с тем, доказательства, подтверждающие, что по данным адресам должны быть установлены пожарные гидранты, в материалах дела отсутствуют. План расположения пожарных гидрантов в данном населенном пункте Отделом надзорной деятельности не представлен.
Кроме того, статьей 38 Закона N 69-ФЗ установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Пунктом 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ от 12.02.1999 N 167, утратившим силу, установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности; следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на обслуживании организации ВКХ.
Аналогичные обязанности водопроводно-канализационного хозяйства установлены пунктом 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, действующих в настоящее время.
Материалами дела подтверждается, что 29.04.2011 между МУП "Водоканал Кировского муниципального района" (арендодатель) и ООО "Водоканал птицефабрики "Синявинская" (арендатор) заключен договор аренды N 4, в соответствии с которым арендатору во временное владение и пользование переданы сети водоснабжения и водоотведения.
Довод представителя ОНД Кировского района о том, что пожарные гидранты не переданы ООО "Водоканал прицефабрики "Синявинская", апелляционной коллегией отклоняется, так как отсутствуют доказательства передачи указанных гидрантов в собственность муниципальному образованию Отрадненское городское поселение.
При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция считает недоказанным административным органом как само наличие перечисленных в постановлении пожарных гидрантов, так и обязанность Администрации по их надлежащему содержанию.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о недоказанности Отделом надзорной деятельности факта совершения Администрацией нарушений по данным эпизодам.
Кроме того, в вину Администрации вменяется, что пожарный водоем на пересечении 2-го Советского проспекта и 13 линии не имеет площадки с твердым покрытием и подъезда к нему тяжелых пожарных машин в случае возникновения пожара и не очищен от мусора; пожарный водоем закрытого вида на пересечении проспекта Ленсовета и 10 линии полностью завален бытовым мусором.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 62 Технического регламента, здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Статьей 68 Законом N 123-ФЗ установлено, что поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом.
Из изложенного следует, что на Администрацию МО "Город Отрадное", как орган местного самоуправления, возложена обязанность по надлежащему содержанию находящихся на ее территории пожарных водоемов.
Факт правонарушения (ненадлежащее содержание находящихся на территории МО "Город Отрадное" пожарных водоемов) установлен административным органом, подтверждается материалами дела и заявителем не опровергнут.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при привлечении Администрации к административной ответственности апелляционным судом не установлено.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции принял законный и обоснованный судебный акт об отказе Администрации в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 сентября 2013 года по делу N А56-32464/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрация муниципального образования "Город Отрадное" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32464/2013
Истец: Администрация Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области, ГУ МЧС России по Ленинградской области, Отдел надзорной деятельности Кировского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской областии
Третье лицо: Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу