Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 года N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Курганского областного суда, жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, производственно-технического кооператива "Содействие", общества с ограниченной ответственностью "Карелия" и ряда граждан" признано, что статья 405 УПК РФ в той мере, в какой она в системе действующего уголовно-процессуального регулирования пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, не допуская поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора по жалобе потерпевшего (его представителя) или по представлению прокурора, не позволяет тем самым устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные фундаментальные нарушения, повлиявшие на исход дела, не соответствует Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколом N 7 к ней (в редакции Протокола N 11). Впредь до внесения соответствующих изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство подобный пересмотр допускается лишь в течение года по вступлении приговоров, определений и постановлений суда в законную силу. В связи с признанием положений статьи 405 УПК РФ, противоречащими Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации предложил законодателю внести соответствующие изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
С учетом вышеназванного постановления Конституционного Суда Российской Федерации разработан данный проект федерального закона "О внесении изменения в статью 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", в котором статья 405 УПК РФ излагается в новой редакции. В части первой статьи 405 УПК РФ предусматривается, что пересмотр в порядке надзора судебных решений, ухудшающих положение осужденного, допускается в случаях, когда в ходе предыдущего судебного разбирательства было допущено существенное нарушение закона, повлиявшее на исход дела и исказившее суть правосудия и только при наличии определенных оснований. В части первой данной статьи приводится исчерпывающий перечень (семь) оснований, при наличии которых возможен пересмотр в порядке надзора судебных решений и ухудшение положение осужденного.
Законопроект предлагает, что пересмотр в порядке надзора таких судебных решений допускается лишь в течение года со дня вступления в законную силу судебного решения, что разделяется Европейским Судом по правам человека, признавшим, что возможность рассмотрения требования о пересмотре оправдательного приговора только в течение года с момента вступления его в силу согласуется с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод (постановление от 20 июля 2004 года по делу "Никитин против России", параграфы 39, 55 и 56).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В случае принятия проекта в качестве федерального закона "О внесении изменения в статью 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" дополнительного расходования средств федерального бюджета не потребуется.
Перечень
нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения статью 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие указанного закона не потребует внесения изменений в федеральные законы Российской Федерации или принятия новых законов, признания утратившим силу, приостановления иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.