Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 390270-4 "О внесении изменения в статью 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект федерального закона N 390270-4 "О внесении изменения в статью 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации Б.Н. Агаповым, Р.У. Айбазовым, С.В. Вавиловым, А.А. Клишиным, А.Г. Лысковым и М.Н. Умаровым.
Законопроектом предлагается допустить пересмотр в порядке надзора обвинительных приговоров, а также определений и постановлений суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положение осужденного, а равно пересмотр оправдательных приговоров либо определений и постановлений суда о прекращении уголовного дела.
При этом пересмотр судебных решений, по мнению авторов законопроекта, может быть осуществлен только в случаях, если в ходе предыдущего судебного разбирательства было допущено существенное нарушение закона, повлиявшее на исход дела и при наличии определенных оснований. К таким основаниям предлагается отнести вынесение судебного решения незаконным составом суда или вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных заседателей; нарушение тайны совещания судей при принятия решения или нарушение тайны совещания коллегии присяжных заседателей; обоснование судебного решения доказательствами, признанными судом недопустимыми; несоответствие выводов суда, изложенных и судебном решении, фактическим обстоятельствам уголовного дела; неправильное применение уголовного закона; назначение явно несправедливого наказания вследствие его чрезмерной мягкости; существенное нарушение прав потерпевшего или его представителя либо государственного обвинителя.
Кроме того, предлагается предусмотреть годичный срок для пересмотра в порядке надзора судебных актов по основаниям, ухудшающим положение осужденного или оправданного.
Как указано в пояснительной записке, данный законопроект вносится во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 года N 5-П. В связи с этим указанная законодательная инициатива заслушивает# внимания. Однако, по мнению Комитета, законопроект не в полной мере согласуется с названным Постановлением.
Признавая статью 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд вместе с тем указал, что произвольное изменение в худшую сторону правового режима для лица, в отношении которого вынесен окончательный приговор, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу приговора, как общее правило, недопустим. Между тем в законопроекте общий принцип недопустимости поворота к худшему для осужденного (оправданного) не достаточно четко обозначен.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 года N 5-П речь идет о существенных (фундаментальных) нарушениях, повлиявших на исход дела, на основании которых возможен поворот к худшему при пересмотре в порядке надзора судебных решений. При этом круг оснований такого пересмотра в силу его исключительного характера должен быть уже оснований, предусмотренных для обжалования в порядке апелляционного и кассационного производства. Кроме того Конституционный Суд также отметил, что суд надзорной инстанции не вправе отменить вступивший в законную силу оправдательный приговор со ссылкой не# его необоснованность, если в ходе предыдущего разбирательства не было допущено существенное (фундаментальное) нарушение, повлиявшее на исход дела, а, соответственно, прокурор или потерпевший не вправе ставить перед судом надзорной инстанции вопрос о пересмотре приговора со ссылкой на необоснованность, не подпадающую под указанный критерий.
Однако в законопроекте перечень нарушений, на основании которых могут быть пересмотрены в порядке надзора судебные решения, неоправданно расширены. При чем такие нарушения как, например, "несоответствие выводов суда, изложенных в судебном решении, фактическим обстоятельствам уголовного дела" или "назначение явно несправедливого наказания вследствие его чрезмерной мягкости" по своей сути подпадают под понятие "необоснованность судебного решения" и сами по себе не являются существенными (фундаментальными) нарушениями, повлиявшими на исход дела.
Таким образом, редакция статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, содержащаяся в законопроекте, требует доработки.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 390270-4 "О внесении изменения в статью 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.