Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в статью 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) изменения, согласно которым в порядке надзора допускается поворот к худшему судебного решения в течение года со дня его вступления в законную силу.
Законопроект заслуживает внимания, поскольку направлен на выполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 г. N 5-П (далее - Постановление Конституционного Суда), которым статья 405 УПК признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она не допускает поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора по жалобе потерпевшего или по представлению прокурора и не позволяет тем самым устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела.
Вместе с тем по законопроекту имеются следующие замечания.
Как следует из Постановления Конституционного Суда произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесен окончательный приговор, невозможно, поэтому поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу приговора, как общее правило, недопустим. Исключения из данного правила допустимы лишь в качестве крайней меры, когда неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.
Однако предложенные законопроектом изменения в наименование статьи 405 УПК и ее часть первую не отражают указанной правовой позиции, и по смыслу законопроекта возможность пересмотра вступившего в законную силу приговора по основаниям, ухудшающим положение осужденного или оправданного, становится общим правилом. В этой связи утрачивается резервное значение пересмотра в надзорной инстанции вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда и нового рассмотрения дела как дополнительного способа обеспечения правосудности судебных решений, когда неприменимы или исчерпаны все обычные средства процессуально-правовой защиты.
Законопроектом предлагается установить в части первой статьи 405 УПК перечень оснований, при наличии которых возможен поворот к худшему при пересмотре в порядке надзора судебных решений, вступивших в законную силу.
Вместе с тем законопроектом не учитывается, что статьей 409 УПК (редакцию которой проект не затрагивает) установлены основания для отмены или изменения в порядке надзора судебного решения, вступившего в законную силу. При этом возникает неопределенность в вопросе, являются ли предложенные проектом основания, при наличии которых возможен поворот к худшему, самостоятельными, либо они должны применяться во взаимосвязи с основаниями, установленными статьей 409 УПК. Устранение этого недостатка требует внесение изменений в законопроект.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект в представленной редакции не поддерживает.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 3 марта 2008 г. N 944п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 390270-4 "О внесении изменения в статью 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации Б.Н. Агаповым, Р.У. Айбазовым, С.В. Вавиловым, А.А. Клишиным, А.Г. Лысковым, М.Н. Умаровым"
Текст письма официально опубликован не был