Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва по строительству и земельным отношениям
по проекту федерального закона N 468309-4 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части уточнения порядка совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения), внесенному Законодательным Собранием Пензенской области
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 468309-4 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части уточнения порядка совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения), внесенный Законодательным Собранием Пензенской области (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается расширить перечень способов распоряжения земельными долями, установленный пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте), допустив возможность продажи или дарения земельной доли субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по месту нахождения долевой собственности.
Комитетом не может быть поддержана концепция предлагаемых изменений по следующим основаниям.
Прежде всего, следует учитывать, что субъекты Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, муниципальные образования наделены правом преимущественной покупки земельного участка сельскохозяйственного назначения при его продаже в соответствии со статьей 8 Закона об обороте. Указанная мера является одним из принципов государственного регулирования оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения.
В случае установления возможности продажи или дарения земельной доли без выделения земельного участка в счет такой земельной доли субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, такие публичные образования наряду с гражданами и юридическими лицами будут являться участниками долевой собственности. По мнению Комитета, вызывает сомнение целесообразность и необходимость такого долевого участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в частности, с точки зрения возможных способов дальнейшего распоряжения земельными долями. В рассматриваемой ситуации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, становясь участниками долевой собственности, будут осуществлять не свойственные органам власти функции.
Более того, следует учитывать, что для эффективного распоряжения такими земельными долями потребуется выделение земельного участка в счет земельной доли с проведением ряда длительных по времени и затратных по финансовым ресурсам мероприятий, что будет являться дополнительным бременем для бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, принятие закона упростит механизм отказа участника долевой собственности от права собственности на земельный участок и позволит не взимать земельный налог с участников долевой собственности, не имеющих средств для выделения земельного участка в счет земельной доли. Вместе с тем механизмы отказа от права собственности на земельный участок являются предметом регулирования других федеральных законов, в частности, Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации.
В то же время решение проблемы проведения дорогостоящих для граждан процедур выделения земельных участков в счет земельных долей может осуществляться путем установления механизмов оказания финансовой поддержки гражданам при проведении таких процедур за счет бюджетных средств, что также является предметом регулирования других федеральных законов. Так, в частности, в настоящее время аналогичные меры поддержки предусмотрены для оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (статья 12 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества").
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 468309-4 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части уточнения порядка совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения) и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.