Заключение Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 марта 2008 г.
на проект федерального закона N 448746-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год"
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 448746-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год был утвержден Федеральным законом N 173-ФЗ 22 декабря 2005 года и в течение 2006 года не подвергался изменению. Данный факт свидетельствует о достаточной проработанности прогноза бюджета Фонда, что в комплексе с эффективным функционированием Фонда обеспечило планомерное исполнение бюджета Фонда в 2006 году.
Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 218,9 млрд. рублей, или на 105,7% к утвержденному показателю. Расходы профинансированы в сумме 208,1 млрд. рублей (97,7%). Превышение доходов над расходами составило 10,7 млрд. рублей.
По сравнению с 2005 годом доходы бюджета Фонда возросли на 17,3%, расходы - на 26%, что свидетельствует о своевременном и полном освоении и использовании как собственных, так и переданных средств.
Значительное улучшение показателей исполнения бюджета Фонда по сравнению с 2005 годом связано в том числе с началом реализации с 2006 года национального проекта "Здоровье" и демографической программы, в рамках которых были увеличены размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, другие выплаты, а также оплачены услуги учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов. В этой связи расходы только по разделу "Социальная политика" в бюджете Фонда на 2006 год возросли на 43,7 млрд. рублей.
Рост доходов бюджета Фонда в 2006 году по сравнению с 2005 годом вызван ростом поступлений налогов и взносов на социальные нужды за счет увеличения налоговой базы для их исчисления и увеличением трансферта из федерального бюджета на реализацию с начала 2006 года мероприятий в рамках национального проекта "Здоровье", осуществляемых Фондом.
В соответствии с отчетом об исполнении бюджета Фонда в 2006 году поступления единого социального налога, зачисляемого в бюджет Фонда, возросли по сравнению с прогнозируемым на 11,3 млрд. рублей и составили 144,5 млрд. рублей.
Рост поступлений ЕСН связан с увеличением в 2006 году на 5% фактически сложившегося фонда оплаты труда по отношению к запланированному.
По этой же причине, а также в связи с повышенным коэффициентом собираемости, превысили ожидаемое поступление страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые составили 37,8 млрд. рублей (превышение - 2,4 млрд. рублей).
Налоги на совокупный доход в части, зачисляемой в бюджет Фонда, составили в 2006 году 6 млрд. рублей против 3,9 млрд. рублей запланированных. Превышение поступлений по данной группе налогов в 1,5 раза связано с увеличением в 2006 году количества организаций, применяющих специальные налоговые режимы на 21 процент по сравнению с 2005 годом.
Исполнение расходов, обеспеченных собственными доходами бюджета Фонда, составило:
оздоровление детей - 13,4 млрд. рублей (99,9%),
выплата пособий при рождении ребенка - 11,4 млрд. рублей (99,4%),
выплата пособий по беременности и родам - 19,2 млрд. рублей (121,3%), в связи с ростом с 2006 года рождаемости,
выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 7,6 млрд. рублей (88,6%), в связи с уменьшением количества выплат по сравнению с прогнозом,
выплата пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию - 79,8 млрд. рублей (97,3%),
выплата пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 1,5 млрд. рублей (91,2%),
единовременные (99,8%) и ежемесячные (98,9%) страховые выплаты - 23 млрд. рублей,
расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение мер сокращения производственного травматизма - 7,5 млрд. рублей (89,4%),
расходы на оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников - 5,4 млрд. рублей (163,2% и в 3,5 раза к уровню 2005 года). Исполнение данной статьи осуществлялось в рамках действия статьи 11 Федерального закона от 22.12.2005 N 173-ФЗ с учетом использования дополнительных доходов по обязательному социальному страхованию и остатков средств 2005 года.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне (в целом 106,1%) финансирования расходов по обязательному социальному страхованию, осуществляемых за счет собственных доходов Фонда. Неполное освоение средств по отдельным видам расходов связано с некоторым сокращением по факту расчетного показателя, использованного в прогнозе.
По итогам исполнения бюджета Фонда в 2006 году доходы за счет налоговых поступлений превысили расходы по обязательному социальному страхованию на 9 млрд рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 1,7 млрд. рублей. В соответствии с действующим законодательством эти средства отражаются в источниках финансирования дефицита бюджета Фонда и используются в следующем году на те же цели.
В 2006 году Фондом выполнялся ряд государственных функций в области социальной политики, осуществляемых за счет передаваемых Фонду средств федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В федеральном законе о бюджете Фонда на 2006 год была утверждена сумма средств на реализацию указанных функций в размере 31,9 млрд. рублей. С учетом фактически предоставленных услуг в 2006 году расходы Фонда на эти цели составили по отчету 27,6 млрд. рублей.
За счет трансфертов из федерального бюджета профинансированы:
выплата пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в сумме 112,5 млн. рублей (68,5%). Низкий уровень использования средств на эти цели связан с уменьшением численности граждан, имеющих право на получение данных пособий;
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в сумме 5,1 млрд. рублей (103%);
санаторно-курортное лечение, включая проезд к месту лечения и обратно, на сумму 9,6 млрд. рублей (103%);
диспансеризация работающих граждан и оказание им первичной медико-санитарной помощи, а также оплата медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, начатые в 2006 году в рамках национального проекта "Здоровье", в сумме 12,8 млрд. рублей (73,3%), исходя из фактических показателей обращений граждан по оказанию данных услуг по сравнению с прогнозируемым.
В целом, исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год обеспечило выполнение Фондом в 2006 году задач по обеспечению обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также возложенных на него государственных социальных обязательств.
Учитывая изложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год".
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.