Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
на проект федерального закона N 448746-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год"
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 448746-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) исполнен по доходам в сумме 218,9 млрд. рублей или 105,7% от утвержденных показателей, из них на обязательное социальное страхование в сумме 152,1 млрд. рублей; по расходам в сумме 208,15 млрд. рублей или 97,7% от утвержденных показателей, из них на обязательное социальное страхование в сумме 143,0 млрд. рублей. Превышение доходов над расходами составило 10,76 млрд. рублей.
Таким образом, вместо планируемого бюджета с дефицитом в сумме 5,8 млрд. рублей, покрываемого за счет остатков Фонда на начало 2006 года, бюджет исполнен со значительным профицитом и увеличением остатков на конец 2006 года.
В 2006 году доходов поступило больше, чем предусматривалось бюджетом Фонда на 11,87 млрд. рублей.
Налоги и взносы на социальные нужды поступили в доход бюджета в 2006 году в сумме 182,36 млрд. рублей , что на 12,3% выше, чем в 2005 году.
Значительно возрос доход от единого социального налога и составили# 144,48 млрд. рублей или 108,5% от утвержденных показателей и на 12,7% превысил уровень прошлого года.
Перевыполнение доходов от единого социального налога, с учетом полученных пеней и штрафов, на 11,33 млрд. рублей обусловлено увеличением на 290,0 млрд. рублей фактически сложившегося фонда оплаты труда в 2006 году по сравнению показателями использованными при планировании, в соответствии с прогнозными показателями Минэкономразвития России.
Эффективная ставка единого социального налога составила в 2006 году 2,44 процента.
Доходы от налогов на совокупный доход составили 6,0 млрд. рублей или 153,2% против запланированных и превысили уровень 2005 года на 34,3 процента. Увеличение доходов от налогов на совокупный доход обусловлено ростом числа организаций, применяющих специальные налоговые режимы и соответственно численности застрахованных в этих организациях.
Не предусмотренные бюджетом Фонда поступления от размещения временно свободных средств Фонда, сформировавшихся за счет ЕСН, составили 0,4 млрд. рублей.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаен на производстве и профессиональных заболеваний составили 37,8 млрд. рублей или 106,7 процента от предусмотренных бюджетом, что явилось результатом осуществляемого Фондом администрирования доходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведения активной работы по взысканию сложившейся задолженности, а также увеличением на 290,0 млрд. рублей или на 5% фактически сложившегося фонда оплаты труда в 2006 году по сравнению с фондом оплаты труда, применявшегося при планировании.
Поступления капитализированных платежей также превысили плановые показатели и составили 1,3 млрд. рублей.
Вместе с тем, предусмотренные бюджетом доходы от размещения временно свободных средств Фонда, сформировавшихся за счет поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в сумме 0,13 млрд. рублей в бюджет Фонда не поступили.
Фактический коэффициент полноты сбора страховых взносов (с учетом недоимки) составил 99,6 процента при запланированном коэффициенте 98 процентов.
Среднеотраслевой тариф страховых взносов в 2006 году сложился в размере 0,58 процента, что ниже на 0,05 процентного пункта предусмотренного расчетами к закону.
Средства, передаваемые из федерального бюджета Фонду в 2006 году составили 14,6 млрд. рублей, из них:
На выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 0,16 млрд. рублей или 100 процентов от утвержденных показателей;
на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно - 9,32 млрд. рублей, или 100 процентов;
на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий - 5,13 млрд. рублей, или 103 процента.
Средства, передаваемые из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оплату диспансеризации работающих граждан и оказания им первичной медико-санитарной помощи, а также на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов поступили в сумме 12,9 млрд. рублей или 73,9%, что на 4,5 млрд. рублей ниже запланированных.
Прочие неналоговые доходы составили 0,74 млрд. рублей и превысили утвержденные показатели более, чем в 1,5 раза, поступления от реализации имущества - 4,5 млн. рублей, денежные взыскания за нарушение законодательства - 94,7 млн. рублей и возврат остатков субвенций и субсидий прошлых лет - 63,7 млн. рублей.
В 2006 году, как и в предыдущие годы, сохранилась тенденция по неполному освоению предусмотренных бюджетом Фонда средств.
Расходы Фонда исполнены в сумме 208,1 млрд. рублей, или на 97,7 процентов, что на 48,3 млрд. рублей меньше утвержденных бюджетных ассигнований.
В 2006 году расходы Фонда на выплату всех видов пособий составили:
- по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию - 79,8 млрд. рублей, или 97,3% от утвержденных показателей;
- по беременности и родам - 19,2 млрд. рублей, или 121,3%;
- по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 7,6 млрд. рублей, или 88,6%;
- при рождении ребенка - 11,3 млрд. рублей или 99,4%;
- другие пособия и компенсации - 0,7 млрд. рублей, или 88,7%.
Снижение расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности произошло за счет сокращения количества случаев временной нетрудоспособности, числа оплаченных дней и снижения среднедневного размера пособия на 5,4 рубля против запланированного. Указанные факторы обусловлены более высоким ростом, против запланированного, численности застрахованных, работающих в организациях, применяющих специальные налоговые режимы, оплата пособий которых за счет средств социального страхования осуществляется из расчета минимальной оплаты труда.
Рост расходов на выплату пособий по беременности и родам обусловлен повышением рождаемости в 2006 году и увеличением численности ушедших в декретный отпуск женщин, получающих более высокую заработную плату.
Неполное освоение ассигнований на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет связано с уменьшением фактического числа выплат, которое обусловлено фактически более низкой рождаемостью в 2005 году в сравнении с расчетами к бюджету.
Расходы на оздоровление детей составили 13,4 млрд. рублей, или 99,9% от предусмотренных показателей. Было оздоровлено 5,2 млн. детей застрахованных граждан.
На оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников (долечивание после стационарного лечения) израсходовано 2,9 млрд. рублей или в 2 раза больше, чем в 2005 году. Кроме того, в соответствии со статьей 11 Федерального закона о бюджете Фонда на 2006 год, дополнительно направлено 2,4 млрд. рублей на оплату 248,8 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение работников.
Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 37,47 млрд. рублей, в том числе на:
выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1,5 млрд. рублей что на 0,1 млрд. рублей ниже запланированных или на 8,8 процента;
ежемесячные страховые выплаты направлено 22,3 млрд. рублей, или 98,9%;
единовременные страховые выплаты 0,6 млрд. рублей, или 99,8% от утвержденных показателей;
на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предупредительных мер по сокращению производственного травматизма - 7,5 млрд. рублей или 89,4% от утвержденных показателей;
на финансирование дополнительных медицинских осмотров - 1,9 млрд. рублей.
Расходы на международную деятельность, содержание Фонда, переподготовку и повышение квалификации кадров, выполнение научных и опытно-конструкторских работ, по сравнению с утвержденными расходами на 2006 год, произведены в меньших объемах.
В 2006 году Фонд обеспечил выполнение возложенных на него государственных функций в пределах переданных объемов средств федерального бюджета, включая дополнительно переданных 150,0 млн. рублей, и средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС).
Вместе с тем, средства федерального бюджета, переданные на выплату пособий гражданам, подвергшимся радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в сумме 0,05 млрд. рублей (31,5%) не использованы и возвращены в установленном порядке в федеральный бюджет.
Средств федерального бюджета (5,1 млрд. рублей) на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, переданных Фонду, оказалось недостаточно. Всего в 2006 году обеспечено исполнение только 873 тысячи заявлений или 55,9% о предоставлении инвалидам технических средств реабилитации.
По той же причине Фонду не удалось оказать социальную поддержку отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, и обеспечить путевками 579 тысяч граждан или 46,2%, имеющих право на получение указанных социальных услуг.
Средства ФФОМС на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказания им первичной медико-санитарной помощи, а также оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов составили 12,8 млрд. рублей или 73,3%.
В целом в 2006 году произошло значительное улучшение показателей исполнения бюджета Фонда как по доходам, так и по расходам.
Комитет отмечает, что рассмотрение исполнения бюджетов Фонда за 2005 год и 2006 год подтверждает необходимость разработки более обоснованного прогноза основных макроэкономических показателей, более качественных расчетов, определяющих при формировании проекта бюджета Фонда его доходную и расходные части в целях наиболее полного и эффективного использования имеющихся средств.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.