Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
В настоящее время возникла необходимость внесения изменений и дополнений в действующее уголовное законодательство, касающееся изготовления и сбыта поддельных денежных знаков.
Интеграция России в мировую экономическую систему и либерализация внутригосударственных рыночных отношений привели к резкому росту такого вида преступлений, как фальшивомонетничество. За последние пять лет количество зарегистрированных преступлений, связанных с изготовлением и сбытом фальшивых денежных знаков, возросло более чем в 2,2 раза. Если в 1999 году выявлено 9,3 тыс. фактов подделки денег, то в 2005 году этот показатель составил 28,5 тыс. преступлений.
Только за 9 мес. текущего года на территории Российской Федерации выявлено 29,2 тыс. преступлений, связанных с изготовлением и сбытом фальсификатов денежных знаков, что превышает аналогичный показатель 2004 года на 11,2%.
Потенциально опасные изменения, обусловленные экономическими и другими объективными факторами, произошли и в качественной характеристике указанных противоправных проявлений. Заметно усилились организованность и криминальный профессионализм фальшивомонетчиков. В ряде случаев они устанавливают международные связи, распределяя роли и сферы преступной деятельности, сращиваются с дельцами наркобизнеса и контрабанды.
Уголовная статистика свидетельствует, что ситуация в сфере борьбы с фальшивомонетничеством резко обострилась после отмены ограничений на ввоз из-за рубежа копировально-множительной техники, а также упразднения ранее установленного порядка ее регистрации органами внутренних дел. Эти меры не были компенсированы иными формами социального контроля, что привело к массовому изготовлению бумажных денег.
По данным Экспертно-криминалистического центра экспертно-криминалистического центра# МВД России 98,9% исследованных в 2004 году поддельных российских денежных знаков и 24,4% фальшивой иностранной валюты были изготовлены с применением средств цветного копирования, тогда как 58,9% поддельных банкнот зарубежных государств выполнено полиграфическим способом и 0,3% - купюр Банка России.
Наличие у преступников современной копировальной и компьютерной техники, не требующей специальных знаний в области полиграфии, а также ее доступность и распространенность, позволяют упростить процесс изготовления фальсификатов. Это дает им возможность производить большое количество поддельных денег, что, соответственно, требует расширения рынка сбыта "преступного товара", а также разветвленной сети распространителей фальсификатов.
В результате выстраивается многоступенчатая система, в которой преступники распределяют и выполняют четко определенные функции: один - изготавливает, другой - осуществляет перевозку, третий - обеспечивает сохранность фальшивок, четвертый - организует сбыт, зачастую привлекая для этого несовершеннолетних подростков. Такая "удаленность" от изготовителя и организатора преступления позволяет им, как правило, избежать наказания, а к уголовной ответственности, чаще всего, привлекаются только сбытчики.
При этом анализ оперативно-служебной деятельности свидетельствует, что даже в случае выявления подпольной типографии по производству поддельных денег, привлечь их изготовителя к уголовной ответственности достаточно сложно, так как согласно нормам Уголовного кодекса Российской Федерации "виновный сознает, что изготавливает поддельные деньги или ценные бумаги, желает сбывать или сбывает их. Цель сбыта является обязательной".
Таким образом, если у изготовителя обнаружено компьютерное оборудование с программой и файлами денежных знаков, а он отрицает факт их изготовления с целью сбыта, то в соответствии с действующим законодательством данное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности в связи с отсутствием состава преступления.
При этом по нормам международного права уже сам факт приобретения или обладания указанными предметами свидетельствует о преступном умысле.
Европейское уголовное законодательство в отличие от российского предусматривает ответственность всех соучастников преступления. Так, Положением Совета Европейских Сообществ N 1338/2002 от 28.06.2001. закреплено, что уголовно-наказуемыми деяниями являются: "ввоз, вывоз, перевозка, приобретение или завладение фальсификатами с целью их сбыта", а также "изготовление, приобретение, завладение или обладание:
приборами, предметами, компьютерными программами и любыми другими средствами, особенно приспособленными для изготовления и изменения денежных знаков;
голограммами или другими компонентами, которые служат для защиты банковских билетов".
Аналогичные положения по защите национальной валюты закреплены в уголовном законодательстве США и ряда республик СНГ.
В этой связи имеется прямая необходимость внесения изменений в диспозицию ст. 186 УК РФ, дополнения перечня уголовно-наказуемых деяний за фальшивомонетничество, а также расширения понятия "изготовление" в соответствии с нормами международного права.
Принятие указанных положений позволит не только усилить и детализировать механизм уголовной ответственности за производство поддельных денег, но и приведет к активизации борьбы с данным видом преступности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не предусматривает расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации# не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.