г. Вологда |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А13-5889/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "УправДом" Суслова И.С. по доверенности от 04.03.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УправДом" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 сентября 2013 года по делу N А13-5889/2013 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УправДом" (ОГРН 1093537000061; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Харовском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Верховажском районах (далее - отдел) от 22.05.2013 N 320/210/02-15 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда от 09 сентября 2013 года по делу N А13-5889/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование ссылается на отсутствие в действиях общества состава вмененного ему в вину правонарушения. Также, по мнению подателя апелляционной жалобы, выявленные отделом правонарушения подлежат квалификации по статье 6.4 КоАП РФ.
Представитель общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал апелляционную жалобу по доводам и требованиям, приведенным в ней.
В отзыве отдел отклонил доводы, приведенные в жалобе, считает решение суда законным и обоснованным.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено без его участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 136, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 29.04.2013 N 249-с в редакции распоряжения от 06.05.2013 N 256-с с привлечением экспертной организации в период с 13.05.2013 по 17.05.2013 проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе данной проверки установлено, что у общества программа производственного контроля отсутствует; не проводится лабораторный производственный контроль на рабочих местах пользователей ЭВМ (главный бухгалтер, специалист ОК) с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье (физические факторы: микроклимат, освещенность, электромагнитные поля), протоколы измерений отсутствуют; лабораторный производственный контроль качества питьевой холодной и горячей воды из домовых распределительных систем многоквартирных жилых домов, в точках водоразбора внутренней водопроводной сети в 2012 году и по состоянию на 13.05.2013 не осуществлялся, протоколы испытаний (исследований) отсутствуют; не организовано прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров работниками, осуществляющими коммунальное обслуживание населения (слесари (сантехники), проводящие ремонты внутридомовых водопроводных сетей, плотник, подсобные рабочие, маляры-штукатуры, электросварщик), подвергающимися воздействию вредных производственных факторов; административными работниками общества, работающими с ПЭВМ более 50 % рабочего времени (главный бухгалтер, специалист ОК), не пройдены обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры; не организовано правильное хранение спецодежды (нет бытовых помещений, оборудованных шкафами для хранения домашней и спецодежды), не организована чистка и стирка специальной одежды; на рабочем месте специалиста ОК Вархоловой Л.М. уровень искусственной освещенности не соответствует гигиеническим нормативам и составляет 213 лк при нормативе 300-500 лк.
В акте проверки от 17.05.2013 N 210/02-15 зафиксирован факт нарушения заявителем статей 11, 32, 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пунктов 2.6, 1.5, 2.1, 2.4, 4.1 санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01" (далее - СП 1.1.1058-01), пунктов 1.8, 13.1, 3.2, 6.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" (далее - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), пунктов 4.2, 4.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01), пунктов 7.1, 7.2, 7.4 санитарных правил "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1/3.2.1379-03" (далее - СП 3.1/3.2.1379-03), пунктов 2.13, 2.12 санитарных правил "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. СП 2.2.2.1327-03" (далее - СП 2.2.2.1327-03).
По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 17.05.2013 N 393/210/02-15, и постановлением отдела от 22.05.2013 N 320/210/02-15 общество привлечено к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Общество не согласилось с данным постановлением и обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, при этом правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 10 000 руб. до 25 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Статьей 25 названного Закона установлено, что условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В силу статьи 32 этого же Закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В силу пункта 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пунктом 2.1 СП 1.1.1058-01 установлено, что производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно пункту 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации; организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения; контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством; обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработку методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг; ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
В пункте 2.6 СП 1.1.1058-01 указано, что программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
В порядке подпункта "в" пункта 4.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на объектах водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах).
В соответствии с пунктом 1.8 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в процессе производства и эксплуатации ПЭВМ должен осуществляться производственный контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил.
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 данные санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Пунктом 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В порядке пункта 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в таблице 8.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на невозможность проведения лабораторного производственного контроля качества питьевой холодной и горячей воды из домовых распределительных систем многоквартирных жилых домов, в точках водоразбора внутренней водопроводной сети, поскольку единственные точки водозабора в пределах многоквартирных домов находятся в квартирах граждан, то есть за пределами эксплуатационной ответственности общества.
Данному доводу общества судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и суд апелляционной инстанции с ней согласен.
Как указано выше, в силу положений СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды производится в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно пунктам 3.2.2 договоров на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.04.2010, от 01.04.2012 N 3, заключенных между обществом и муниципальным унитарным предприятием "Коммунальные ресурсы", заявитель обязуется обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомовых систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с границей эксплуатационной ответственности.
В соответствии с письмом муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы" от 13.01.2011 (том 2, лист 4) точками отбора проб горячего водоснабжения является ввод тепловой сети в подвальное помещение и на лестничную площадку. Для жилых домов, у которых ввод тепловой сети выполнен непосредственно в квартиры, точкой отбора проб может являться граница балансовой принадлежности (у внешней стороны стены здания).
При этом в силу положений СанПиН 2.1.4.1074-01 общество как организация осуществляющая эксплуатацию систем водоснабжения, обязано проводить производственный контроль качества воды.
А кроме того, акт проверки, протокол об административном правонарушении и постановление подписаны представителем общества без замечаний и возражений.
На основании статьи 34 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Согласно пункту 7.1 СП 3.1./3.2.1379-03 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своей трудовой деятельности обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
В силу пункта 7.2 СП 3.1./3.2.1379-03 периодическим и при поступлении на работу предварительным профилактическим медицинским осмотрам подлежат граждане, деятельность которых связана с повышенным риском заражения инфекционными болезнями, а также лица, представляющие опасность для населения в случае возникновения у них инфекционной болезни.
Пунктом 7.4 СП 3.1./3.2.1379-03 установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
В пункте 2.13 СП 2.2.2.1327-03 указано, что рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 лица, работающие с ПЭВМ более 50 % рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
Ссылка заявителя на недоказанность воздействия вредных производственных факторов на перечисленных рабочих и, соответственно, наличия обязанности организации медицинских осмотров судом первой инстанции правомерно отклонена.
В соответствии с пунктом 6, являющимся приложением 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок), обязанности по организации проведения предварительных осмотров работников возлагаются на работодателя.
Пункт 19 Порядка предусматривает, что периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники: подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности; выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.
Как ссылается отдел в отзыве на апелляционную жалобу, в процессе деятельности работники общества спорных профессий подвергаются воздействию вредных факторов производственной среды (химические, физические, применение механизированного ручного инструмента), которые включены в Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), являющийся приложением 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н. При этом в обоснование наличия таких факторов в деятельности работников перечисленных профессий отдел ссылается на Санитарные правила при сварке, наплавке и резке металлов, утвержденные Главным санитарным врачом СССР 05.03.1973 N 1009-73, Санитарные правила при окрасочных работах с применением ручных распылителей, утвержденные Главным санитарным врачом СССР 22.09.1972 N 991-72, МУ 2.2.5.2810-10, утвержденные Роспотребнадзором 28.12.2010.
Так, основными вредными производственными факторами для слесарей, сантехников являются физические перегрузки, инфицированный материал, обслуживание водопроводных сетей; при работе сварщика - сварочная аэрозоль, вынужденная рабочая поза, локальное напряжение мышц кистей рук, опорно-двигательного аппарата; при работе с ПВЭМ - зрительные нагрузки, электромагнитное излучение и др.
Согласно проведенным в ходе проверки лабораторным измерениям на рабочем месте пользователя ПВЭМ Вархоловой Л.М. уровень освещенности на данном рабочем месте ниже установленных нормативов, то есть рабочее место не соответствует СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, имеет место зрительное напряжение у работника, возникает угроза возникновения заболеваний органов зрения.
Как следует из решения суда, представитель отдела Воронкова Н.В. в судебном заседании суда первой инстанции пояснила, что объем работы с ПЭВМ определен при проверке на основании объяснений самих работников и зафиксирован в акте проверки от 17.05.2013.
Доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, обществом в материалы дела не предъявлено.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на отсутствие в материалах дела объяснений работников об объеме их работы с ПЭВМ судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку оснований не доверять пояснениям сотрудника отдела у суда в рассматриваемом случае не имеется; в акте от 17.05.2013 данные сведения отражены.
При этом, как указано выше, акт проверки, протокол об административном правонарушении и постановление подписаны представителем общества без замечаний и возражений.
Пунктом 2.12 СП 2.2.2.1327-03 определено, что работа без предусмотренных спецодежды и СИЗ не допускается. Руководством организаций должно быть организовано правильное хранение, использование, чистка, стирка и другие виды профилактической обработки специальной одежды и других СИЗ, на которые оформлены санитарно-эпидемиологические заключения в установленном порядке.
Так, в ходе проверки отделом выявлено и не оспаривается обществом, что стирка и чистка спецодежды не организована, осуществляется работниками дома, гардеробные для хранения рабочей одежды и личной одежды отсутствуют, что является нарушением пункта 2.12 СП 2.2.2.1327-03.
При этом, как следует из материалов дела, обществом при проверке представлены личные карточки учета выдачи СИЗ для работников следующих профессий: маляр-штукатур, слесарь-сантехник, электросварщик, электрик, плотник, подсобный рабочий.
Карточки составлены по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (далее - Приказ N 290н).
Согласно пунктам 3 и 4 Межотраслевых правил, утвержденных Приказом N 290н, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Кроме того, этими же Правилами (пункты 30-33) установлено, что работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ.
Для хранения выданных работникам СИЗ работодатель предоставляет в соответствии с требованиями строительных норм и правил специально оборудованные помещения (гардеробные).
В случае отсутствия у работодателя технических возможностей для химчистки, стирки, ремонта, дегазации, дезактивации, обезвреживания и обеспыливания СИЗ данные работы выполняются организацией, привлекаемой работодателем по гражданско-правовому договору.
В зависимости от условий труда работодателем (в его структурных подразделениях) устраиваются сушилки, камеры и установки для сушки, обеспыливания, дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ.
В силу пунктов 1, 2, Межотраслевых правил, утвержденных Приказом N 290н, данные Правила устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Требования названных Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В связи с этим требования отдела в части выделения обществом бытовых помещений, оборудованных шкафами для хранения домашней и спецодежды, организации чистки и стирки специальной одежды, правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными.
На основании пункта 3.2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток.
В пункте 6.3 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 определено, что освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк.
Доводы заявителя о нарушениях при проведении измерений освещенности судом не принимаются как документально не подтвержденные.
Согласно протоколу измерений освещенности от 15.05.2013 N 742 измерения произведены в порядке, установленном ГОСТ Р 54944-2012 "Здания и сооружения. Методы измерения освещенности", МУК 4.3.2812-10 "Инструментальный контроль и оценка освещенности рабочих мест". В данном протоколе указано, что местом проведения измерений является рабочее место специалиста ОК (монитор Philips), клавиатура; плоскость измерения - горизонтальная (том 1, лист 84).
Оснований полагать, что измерения проводились на поверхности экрана (мониторе) в рассматриваемом случае у суда не имеется.
Указанное не следует ни из акта проверки, ни из протокола об административном правонарушении, ни из оспариваемого постановления.
Таким образом, факт совершения обществом выявленных отделом нарушений подтверждается материалами дела.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению утвержденных законодательством норм.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ.
По мнению подателя апелляционной жалобы, выявленные отделом правонарушения подлежат квалификации по статье 6.4 указанного Кодекса.
Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.
Из оспариваемого постановления не следует, что обществу вменяется нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
В данном случае обществу вменяется нарушение санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению благоприятных условий жизни населения, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, а не 6.4 КоАП РФ, как ссылается заявитель.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции в рассматриваемом случае не находит.
Оспариваемым постановлением отдела наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 6.3 КоАП РФ (10 000 руб.).
Считать наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению у суда не имеется.
В силу части 2 статья 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом того, что оспариваемым постановлением установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства по предупреждению возникновения и распространения болезней, что свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также количества выявленных нарушений правовых оснований для назначения наказания в виде предупреждения у отдела не имелось.
Доводы заявителя в этой части судом первой инстанции правомерно отклонены.
При таких обстоятельствах следует признать, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушения норм процессуального права отсутствуют. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, госпошлина в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 сентября 2013 года по делу N А13-5889/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УправДом" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5889/2013
Истец: ООО "УправДом"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19476/13
30.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19476/13
11.12.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9148/13
09.09.2013 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-5889/13