Заключение Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов от 30 июня 2007 г. N 3.24-09/598
на проект федерального закона N 382483-4 "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона N 382483-4 "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" внесен в Государственную Думу 10.01.2007 г. Архангельским областным Собранием депутатов.
В статье 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено общее правило подачи исков гражданами к организациям, согласно которому иск предъявляется в суд по месту нахождения организации.
В статье 29 кодекса предусмотрен ряд случаев, когда подсудность (т.е. место подачи и рассмотрения иска) определяется по выбору истца. В частности, в ней предусмотрено, что иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
В законопроекте предлагается дополнить статью 29 кодекса новой частью, предусмотрев в ней возможность предъявления исков по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, по месту нахождения лица, уполномоченного работодателем осуществлять права и обязанности работодателя в трудовых отношениях.
В пояснительной записке к законопроекту такая необходимость обосновывается тем, что при существующем регулировании данного вопроса у граждан в ряде случаев возникают сложности в реализации возможности судебной защиты своих трудовых прав.
Так, местом нахождения Северной железной дороги (филиала ОАО "Российские железные дороги") является г. Ярославль, а местом нахождения ОАО "Российские железные дороги" - г. Москва. В связи с этим, работники Архангельского отделения Северной железной дороги для подачи и рассмотрения исков по трудовым спорам вынуждены выезжать в г. Москву или в г. Ярославль.
В связи с этим, авторы законопроекта предлагают установить возможность подачи исков в суд по месту работы истца, наиболее приближенном к месту его жительства. Аналогичный порядок подачи исков по месту жительства истца предусмотрен частью 6 статьи 29 кодекса для исков о восстановлении трудовых прав, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста.
Комитет считает поднятую автором законопроекта проблему актуальной, однако предложенный им механизм для ее решения неэффективным.
Возможность реализовать работником право на предъявление иска в суд по месту его работы, наиболее приближенном к месту его жительства, ставится и зависимость от наличия здесь лица, специально уполномоченного работодателем осуществлять его права и обязанности в трудовых отношениях, а это в свою очередь целиком зависит от доброй воли работодателя, поскольку только он имеет право передавать свои полномочия на представление себя в судебных органах, что должно быть оформлено специальной доверенностью (ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, предлагаемая в законопроекте норма скорее всего не сможет быть реализована на практике, поскольку работодатель как ответчик в трудовом споре не заинтересован в создании для истца благоприятных условий для подачи иска.
Комитет считает целесообразным внести изменения в предлагаемый в законопроекте механизм реализации права граждан на обращение в суд. Это может быть сделано путем расширения перечня случаев, когда работник может обратиться в суд по месту своего жительства за защитой своих трудовых прав в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Также возможно дополнение ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации новой частью, следующего содержания:
"Иски о защите трудовых прав могут предъявляться в суд по месту жительства истца в случаях, если структурное подразделение организации, в котором работает истец, расположено вне места нахождения организации, ее филиала или представительства и выезд истца по месту нахождения ответчика представляется для него затруднительным.".
На основании изложенного, комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 382483-4 "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" при условии его доработки в соответствии с вышеуказанными замечаниями.
Председатель |
Г.Д. Олейник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.