Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"
К числу важных новелл Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) можно отнести закрепление в нем такой формы участия населения в осуществлении местного самоуправления как проведение публичных слушаний, в том числе в целях обсуждения проектов уставов муниципальных образований и проектов правовых актов по внесению в них изменений и дополнений.
Так, пункт 1 части 3 статьи 28, а также часть 4 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ содержат требование о необходимости вынесения на публичные слушания проекта устава муниципального образования, а также проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав. Исходя из смысла вышеуказанных положений Федерального закона N 131-ФЗ любые предполагаемые изменения и дополнения в устав муниципального образования должны в обязательном порядке обсуждаться на публичных слушаниях. При этом в пункте 3 части 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 97-ФЗ) содержится требование о необходимости представления в регистрирующий орган сведений об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также о результатах публичных слушаний по указанному проекту.
Между тем представляется, что в тех случаях, когда внесение изменений и дополнений в устав муниципального образования продиктовано исключительно необходимостью приведения его в соответствие с законодательством, нормы которого были изменены, выполнение установленного Федеральным законом N 131-ФЗ требования о проведении публичных слушаний по данному проекту будет препятствовать оперативному приведению уставов муниципальных образований в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Если учесть, что на представительный орган муниципального образования возложена обязанность обеспечить соответствие устава муниципального образования действующему законодательству, которое в большинстве случаев не допускает возможности альтернативного регулирования на местном уровне вопросов организации местного самоуправления, то можно констатировать, что публичные слушания в рассматриваемой ситуации будут являться лишь формальной процедурой, направленной на соблюдение установленного Федеральным законом N 131-ФЗ порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования для последующей государственной регистрации данных изменений и дополнений.
В этой связи проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (далее - законопроект) разработан в целях исключения из Федерального закона N 131-ФЗ требования о проведении публичных слушаний в отношении проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в случае, если он направлен на приведение устава муниципального образования в соответствие с законодательством, при условии, если оно не предусматривает альтернативных вариантов регулирования. Соответственно, законопроектом предлагается исключить из Федерального закона N 97-ФЗ требование о предоставлении в регистрирующий орган сведений об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) вышеуказанного проекта муниципального правового акта, а также о результатах публичных слушаний по нему.
Следует отметить, что в случае принятия законопроекта не исключается возможность опубликования (обнародования) данного проекта муниципального правового акта, а также проведения публичных слушаний по нему по инициативе представительного органа муниципального образования.
Кроме того, предлагаемые законопроектом изменения направлены на унификацию терминологии в вышеуказанных федеральных законах с целью устранения имеющегося между ними несоответствия в части использования понятий "муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования" и "муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования".
Принятие законопроекта приведет к экономии средств местных бюджетов в связи с исключением требования о необходимости официального опубликования (обнародования) соответствующего проекта муниципального правового акта, а также информации о результатах публичных слушаний по нему.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не потребуется заключения Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.