Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
по проекту федерального закона N 413435-4 "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части количества депутатов представительного органа муниципального образования, имеющих право осуществлять свои полномочия на постоянной основе), внесенному Саратовской областной Думой
Рассмотрев проект федерального закона N 413435-4 "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Саратовской областной Думой, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
Законопроект, является альтернативным проектам федеральных законов N 151173-4 "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы О.В. Шеиным; N 257139-4 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Гальченко, А.С. Ивановым, Р.В. Кармазиной, Г.К. Леонтьевым, а также В.Н. Басыгысовым, А.А. Орголайненом, В.И. Шпортом, А.Ф. Семенченко, В.Е. Кузнецовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Законопроектом предлагается внести изменения в абзац третий части 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), предусматривающие увеличение предельной численности депутатов представительного органа муниципального образования, работающих на постоянной основе. Данные изменения предусматривают, что численность депутатов представительного органа муниципального образования, работающих на постоянной основе, не может быть более 1 человека - при численности депутатов данного органа 10 человек и менее; 2 человек - при численности депутатов этого органа от 11 человек до 20 человек; 3 человек - при численности депутатов данного органа от 21 человек до 30 человек; 4 человек - при численности депутатов указанного органа от 31 до 40 человек, 10 процентов от установленной численности представительного органа муниципального образования - при численности депутатов этого органа более 41 человека.
Вместе с тем, предлагаемые законопроектом изменения не соответствуют концепции Федерального закона, предусматривающей, что депутаты представительного органа муниципального образования должны осуществлять свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
Из содержания нормы абзаца второго части 5 статьи 40 Федерального закона следует, что исполнение депутатами представительного органа муниципального образования на постоянной основе своих полномочий является исключением из общего правила, и, вследствие этого, их количество требует существенных законодательных ограничений.
Кроме того, необходимо учитывать, что по данным Министерства регионального развития Российской Федерации в настоящее время на постоянной основе работают 7014 депутатов представительных органов муниципальных образований или 2,7 процента от их общей численности в Российской Федерации. В связи с этим, предусмотренная в действующей редакции абзаца третьего части 5 статьи 40 Федерального закона предельная численности указанных депутатов, является оптимальной для большинства муниципальных образований в Российской Федерации.
Вместе с тем предлагаемое законопроектом увеличение предельного количества таких депутатов приведет к увеличению в ряде муниципальных образований количества депутатов, работающих на постоянной основе, а следовательно, к росту расходов местных бюджетов на содержание представительных органов муниципальных образований.
Учитывая, что в настоящее время подавляющее большинство муниципальных образований являются дотационными и обладают незначительными финансовыми ресурсами, увеличение указанных расходов местных бюджетов ограничит возможности муниципальных образований по финансированию расходов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать проект федерального закона N 413435-4 "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при рассмотрении его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.