Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
на проект федерального закона N 400629-4 "О внесении изменений в статьи 28 и 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (в части регулирования порядка проведения публичных слушаний), внесенный Саратовской областной Думой
Указанный законопроект посвящен правовому регулированию одного и того же вопроса, изменения правового регулированию которого предлагается осуществить в проектах федеральных законов:
N 377206-4 "О внесении изменений в статьи 28 и 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований";
N 369852-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований";
N 387808-4 "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку в законопроектах в различных редакциях предлагаются аналогичные по своему правовому содержанию нормы, указанные законопроекты являются альтернативными, и должны в соответствии с частью 3 статьи 119 Регламента Государственной Думы рассматриваться совместно.
В указанных законопроектах предлагается внести в статью 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения, допускающие не проводить публичные слушания по проектам нормативных актов муниципальных образований по внесению изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, если указанные изменения и дополнения следуют из изменений законодательства Российской Федерации.
При рассмотрении законопроектов необходимо учитывать, что Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" в пункт 1 части 3 статьи 28 Федерального закона N 131-Ф3 внесено положение, допускающее не проведение публичных слушаний в случае, если изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. То есть предлагаемая в законопроектах норма, фактически, уже внесена в положения Федерального закона N 131-ФЗ.
В указанных законопроектах также предлагается внести изменение в часть 4 статьи 44 Федерального закона N 131-Ф3, обязывающую органы местного самоуправления не менее чем за 30 дней опубликовать проект устава (проект нормативного акта о внесении изменений в устав) с тем, чтобы в случае приведения устава муниципального образования в соответствие с законодательством Российской Федерации можно было не только не проводить публичные слушания, но и не выполнять указанное предписание части 4 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ.
При этом не учитывается, что норма части 4 статьи 44 Федерального закона N 131-Ф3 не связана с нормой о проведении публичных слушаний. Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления полагает, что внесение предлагаемых изменений ограничит права граждан на правотворческую инициативу, закрепленную в статье 26 Федерального закона N 131-Ф3, и права граждан на участие в обсуждении проектов муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
В указанных законопроектах также предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" с тем, чтобы указать на случаи, в которых не требуется предоставлять регистрирующим органам документы, подтверждающие проведение публичных слушаний.
Однако при этом не учитывается, что Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" регулирует только порядок регистрации уставов муниципальных образований. Следовательно, внесение в указанный Федеральный закон положений, регулирующих проведение публичных слушаний, не соответствовало бы его предмету правового регулирования.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не поддерживает принятие указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
B.C. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.