Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Законопроектом в целях усиления защиты прав и законных интересов участников азартных игр предусматривается внести следующие изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Данное в Федеральном законе определение понятия "азартная игра" охватывает не все возможные варианты заключения основанного на риске соглашения о выигрыше, что необоснованно сужает предмет регулирования Федерального закона и может быть использовано недобросовестными организаторами азартных игр для "ухода" из-под его действия. В законопроекте предлагается уточненная редакция этого понятия, учитывающая, что для заключения указанного соглашения достаточно одного участника азартной игры и организатора азартной игры.
По аналогичным мотивам предлагается уточнить понятие "пари" - для проведения пари также достаточно одного участника пари и организатора данного вида азартной игры.
Ставка, согласно ее определению, может передаваться участником азартной игры не только организатору азартной игры, но и другому участнику азартной игры (пункт 3 статьи 4 Федерального закона). Между тем назначение ставки состоит, в том числе, в обеспечении исполнения основанного на риске соглашения. Представляется необходимым предусмотреть, что ставка передается организатору азартной игры, так как именно на него в соответствии с пунктом 4 статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации возложена обязанность по выплате выигрыша. Предлагаемое в законопроекте уточненное определение понятия "ставка" усилит гарантии прав участников азартной игры на получение причитающегося им выигрыша.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон может осуществляться не только в букмекерских конторах, тотализаторах и их филиалах, но и в иных местах. Этими иными местами осуществления указанной деятельности являются пункты приема ставок букмекерской конторы или тотализатора (далее - ППС).
Работа ППС является технологически необходимым элементом деятельности по проведению пари. В ППС, занимающих в среднем площадь 15 кв. метров, работники организатора азартных игр заключают пари с участниками или организуют заключение пари между ними, выплачивают выигрыши. Введение понятия "пункт приема ставок букмекерской конторы или тотализатора", предусмотренное законопроектом, необходимо для раскрытия содержания термина "иные места осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских которых# и тотализаторах" и более четкого регулирования этой деятельности с учетом технологии проведения пари в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон.
В Федеральном законе понятия "касса букмекерской конторы" и "касса тотализатора" определяются через решаемые в них задачи. Однако в определениях данных понятий указаны и задачи, которые по технологии проведения пари не могут решаться в кассе букмекерской конторы или тотализатора.
Так, в кассе букмекерской конторы организатор азартных игр не заключает пари с участниками, а в кассе тотализатора - не организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр (пункты 19 и 20 статьи 4 Федерального закона). Эти задачи выполняются в многочисленных ППС, расположенных по всей территории страны. В кассе же букмекерской конторы или тотализатора, одной на компанию, производится общий учет ставок и определение результата азартной игры.
Касса букмекерской конторы или тотализатора - особо защищенное место в игорном заведении, куда доступ участникам пари воспрещен. Здесь работают букмекеры-аналитики, программисты, специалисты по информационной безопасности, риск-менеджеры, технический персонал - десятки человек, - а также находится специальное оборудование для общего учета ставок, принятых во всех ППС, защиты сведений о них от несанкционированного доступа, в том числе работников ППС, для определения результата азартной игры. На поддержание работы кассы требуется 15 - 20 млн. рублей в год, для ее размещения необходима площадь до 1 000 кв. метров.
Из-за созвучности понятий "касса букмекерской конторы" ("касса тотализатора") и "касса игорного заведения" произошло их смешение и подмена. Так, Федеральным законом предусмотрено, что операции с денежными средствами организатор азартных игр осуществляет в кассе игорного заведения (пункт 21 статьи 4). В описании букмекерских контор и тотализаторов (пункты 11 и 15 части 2 статьи 16), в отличие от описания казино и залов игровых автоматов (пункты 3 и 7 части 2 статьи 16), о кассе игорного заведения не говорится, а говорится о кассе букмекерской конторы и кассе тотализатора. Но для обслуживания участников пари, как и других участников азартных игр, необходимо совершение операций с денежными средствами (их прием, хранение, выплата выигрышей), которые осуществляются в кассе игорного заведения, из чего следует, что в пунктах 11 и 15 части 2 статьи 16 под кассой букмекерской конторы и кассой тотализатора подразумевается касса игорного заведения.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации касса тотализатора или букмекерской конторы - это специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате (статья 364). Такое понимание кассы тотализатора или букмекерской конторы, не отождествляющее ее с кассой игорного заведения, соответствует и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 9.03.02 N 69-О и от 7.03.03 N 120-О).
С учетом изложенного, законопроектом предусматривается внести соответствующие изменения в определения понятий "касса букмекерской конторы" и "касса тотализатора", согласовав их с нормами главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, продолжительное время регулирующие отношения в сфере игорного бизнеса. Предлагаемое законопроектом уточнение понятия "зона обслуживания участников азартных игр" исходит из того, что касса букмекерской конторы и касса тотализатора не являются кассой игорного заведения. Установка их в зоне обслуживания участников азартных игр физически невозможно. В зоне обслуживания располагаются ППС, в которых установлены кассы игорного заведения.
Федеральный закон в части регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах концептуально отличается от его проекта. Однако при принятии законопроекта во втором чтении не все пользоваться# средствами коммуникаций. Например, в Великобритании, Франции, Италии, Австрии, Чехии, Австралии и многих других странах, в которых деятельность букмекерских контор и тотализаторов разрешена повсеместно, использование в этой деятельности информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи не ограничено.
Принятие законопроекта позволит повысить уровень правового регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и усилить защиту прав и законных интересов их участников.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует финансирования за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесения изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в иные федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.