Заключение Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Федерального собрания РФ пятого созыва от 10 апреля 2008 г. N 3.23
на проект федерального закона N 450214-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения основных понятий и разрешения деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием сетей связи вне казино и залов игровых автоматов), внесен членом Совета Федерации О.А.Оганяном
Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел проект федерального закона N 450214-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон) и отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях усиления защиты прав и законных интересов участников азартных игр и в этой связи предусматривает:
- уточнить ряд понятий, используемых в Федеральном законе;
- ввести новое понятие "пункт приема ставок букмекерской конторы и тотализатора";
- снятие запрета на деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи.
Наиболее значимым представляется предложение снять запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. На наш взгляд, данное предложение не соответствует концепции Федерального закона, которая предусматривает установление ограничений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в целях зашиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Так статья 5 (часть 3) Федерального закона устанавливает безусловный запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи.
Тот факт, что снять указанный запрет предлагается в отношении одних хозяйствующих субъектов (организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах) при одновременном сохранении его в отношении других (организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов) ставит в неравное положение организаторов азартных игр, что не соответствует основным началам гражданского законодательства (Гражданский кодекс Российской Федерации). При этом довод автора о том, что предлагаемое изменение необходимо для осуществления взаимосвязи между пунктами приема ставок букмекерской конторы (тотализатора) и кассой букмекерской конторы (тотализатора) нельзя признать обоснованным. Поскольку обмен информацией между игорными заведениями, не направленный на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между ними, Федеральным законом не запрещен.
Законопроектом предлагается уточнить ряд понятий, установленных Федеральным законом, в том числе "касса букмекерской конторы или тотализатора", согласовав их с положениями Налогового кодекса Российской Федерации. Такой подход представляется необоснованным, поскольку понятия, содержащиеся в главе 29 (" Налог на игорный бизнес") Налогового кодекса Российской Федерации, используются лишь для целей указанной главы, то есть для исчисления налога на игорный бизнес.
Законопроектом уточняется понятие "пункт приема ставок букмекерской конторы или тотализатора" (которое трактуется как "специально оборудованное место у организатора азартной игры"), а также вводится новое понятие "пункт приема ставок букмекерской конторы или тотализатора" (которое трактуется как "территориально обособленное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр"). Предлагаемые редакции ("специально оборудованное место" и "территориально обособленное место") нуждаются в согласовании с терминологией Федерального закона, согласно которому деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, под которыми Закон понимает здания, строения, сооружения (единую обособленную часть здания, строения, сооружения).
В официальном отзыве Правительства Российской Федерации, в частности, отмечается, что предлагаемые законопроектом изменения не обеспечивают эффективное правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр, что может способствовать возникновению негативных социальных и иных последствий. Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи не поддерживает проект федерального закона N 450214-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
В.Я. Комиссаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.