г. Санкт-Петербург |
|
13 декабря 2013 г. |
Дело N А56-38571/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Костюченко Е.В. - доверенность от 16.10.2013
от ответчика (должника): предст. Трифонова А.В. - доверенность от 13.11.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22514/2013) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2013 по делу N А56-38571/2013 (судья Рогова Ю.В.), принятое
по иску (заявлению) открытого акционерного общества "Всеволожские тепловые сети"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании недействительным решения и предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Всеволожские тепловые сети" (ОГРН 1074703003803; далее - заявитель, ОАО "Вт сети", Общество), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения от 18.04.2013 и предписания от 23.04.2013 делу N 06-05-А/13, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - УФАС по Ленинградской области, Управление).
Решением от 05.09.2013 заявление Общества удовлетворено. Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Управлением в действиях заявителя нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, полагая, что решение вынесено судом с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств дела. Как указывает податель жалобы, в соответствии с пунктом 10 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, работы по присоединению осуществляет сам заказчик либо привлеченные им третьи лица, а исполнитель (в данном случае ОАО "Вт сети") лишь выдает разрешение на осуществление заказчиком присоединения и осуществляет технический надзор.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель Общества доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда от 05.09.2013 по настоящему делу без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество имеет на балансе имущество, переданное Администрацией муниципального образования "Город Всеволожск" в качестве вклада в уставный капитал, в том числе котельные и тепловые сети г.Всеволожска, сети водоснабжения и водоотведения, а также имущество для очистки сточных вод.
На основании приказа УФАС по Ленинградской области от 19.10.2012 N 228 в отношении Общества проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, по результатам которой составлен акт проверки от 13.12.2012 N 16.
В ходе проверки комиссией УФАС по Ленинградской области выявлены нарушения Обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившиеся во включении в технические условия подключения к системам теплоснабжения, выдаваемые заинтересованным лицам, требования об обязательном осуществлении врезки в системы теплоснабжения силами Общества в нарушение пункта 10 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83). Установлено, что ООО "Лотос" обратилось 16.10.2012 с заявкой в Общество о выдачи технических условий на теплоснабжения здания морга по адресу: Ленинградская область, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 20. ОАО "Вт сети" выдало ООО "Лотос" технические условия от 23.10.2012 N3303 на теплоснабжение здания морга, где пунктом 14 стороны согласовали необходимость после полного монтажа системы получения разрешения на врезку, которая производится ОАО "Вт сети.
В связи с выявленными нарушениями приказом УФАС по Ленинградской области от 15.01.2013 N 4 в отношении Общества возбуждено дело N 06-05-А/13, по результатам которого вынесено решение от 18.04.2013, которым действия Общества, выразившиеся во включении в технические условия подключения к системам теплоснабжения, выдаваемых заинтересованным лицам, требования об обязательном осуществлении врезки силами Общества, что не предусмотрено действующим законодательством, и может ущемить интересы других лиц, признаны нарушением положений части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
23.04.2013 Обществу выдано предписание, согласно которому ОАО "Вт сети" обязано исключить из технических условий подключения к систем теплоснабжения, выдаваемых заинтересованным лицам, требования об обязательном осуществлении врезки силами Общества, а также проинформировать заинтересованных лиц о том, что осуществление присоединения (врезки) к системам теплоснабжения может осуществляться иными организациями.
Не согласившись с законностью вынесенных УФАС по Ленинградской области решением и предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатам которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Частью 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
При этом, в силу части 5 названной статьи доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) к субъектам естественной монополии относятся, в том числе, лица, осуществляющие услуги по передаче тепловой энергии.
Учитывая, что ОАО "Вт сети" является владельцем сетевого хозяйства (котельные и тепловые г.Всеволожска), Общество является субъектом естественной монополии в понятии, приведенном в вышеуказанной норме Закона N 147-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 настоящего названного Закона.
Частью 1 статьи 14 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Суд первой инстанции, разрешая данный спор, правильно установил, что с момента утверждения постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 Правил подключения к системам теплоснабжения (далее - Правила N 307), Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, не распространяются на правоотношения, регулирующие порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения.
Вместе с тем, данный вывод суда Управлением ни в апелляционной жалобе, ни в судебном заседании не опровергнут. Более того, оспариваемое решение УФАС по Ленинградской области основано в основном на оценке действий Общества с точки зрения соблюдения им пункта 10 Правил N 83.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 подключение к системам теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения (далее - договор о подключении). По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение, а заявитель выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил заявителем является лицо, имеющее намерение подключить объект к системе теплоснабжения; исполнителем - теплоснабжающая или теплосетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение; подключение - совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту потреблять тепловую энергию из системы теплоснабжения, обеспечивать передачу тепловой энергии по смежным тепловым сетям или выдавать тепловую энергию, производимую на источнике тепловой энергии, в систему теплоснабжения.
Пунктом 26 Правил N 307 предусмотрено, что договор о подключении должен содержать, в том числе, следующие существенные условия: перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта к системе теплоснабжения и обязательства сторон по их выполнению; срок подключения; размер платы за подключение; условия и порядок подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к системе теплоснабжения и т.д.
Согласно пункту 27 Правил N 307 мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые заявителем в пределах границ земельного участка заявителя, а в случае подключения многоквартирного дома - в пределах инженерно-технических сетей дома, содержат разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным условиями на подключение, а также выполнение условий подключения.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 307 мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые исполнителем до границы земельного участка заявителя, на котором располагается подключаемый объект, а в случае подключения многоквартирного дома - до границы с инженерно-техническими сетями дома, мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих тепловых сетей или источников тепловой энергии, а также мероприятия по фактическому подключению содержат, в том числе, подготовку и выдачу исполнителем условий подключения; разработку исполнителем проектной документации в соответствии с условиями подключения; осуществление исполнителем фактического подключения объекта к системе теплоснабжения.
Исполнитель не вправе навязывать заявителю условия договора о подключении, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также заключение договора при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован (пункт 34 Правил N 307).
Пунктом 35 Правил N 307 предусмотрено, что при исполнении договора о подключении исполнитель обязан, в том числе, осуществить не позднее установленной договором о подключении даты подключения (но не ранее подписания акта о готовности) действия по подключению к сети инженерно-технического обеспечения внутриплощадочных или внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта (если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя).
Учитывая, что в соответствии с Правилами N 307 на заявителя возложена обязанность по осуществлению мероприятий, необходимых для подключения, в пределах границ земельного участка заявителя, а на исполнителя, в том числе, обязанность по осуществлению мероприятий по фактическому подключению объекта к системе теплоснабжения, а также по осуществлению действий по подключению к сети инженерно-технического обеспечения внутриплощадочных или внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта (если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 14 технических условий, выдаваемых Обществом заявителям, об осуществлении врезки непосредственно силами Общества, не противоречит Правилам N 307, а соответственно такие действия не могут рассматриваться как нарушающие императивные правила, закрепленные в части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
В дополнении к вышеустановленному, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то обстоятельство, что при наличии в Правилах N 307 диспозитивной нормы, предусматривающей совершение действий по фактическому подключению как исполнителем, так и заявителем, презумпции свободы договора, закрепленной в статье 421 Гражданского кодекса РФ, Управлением в ходе плановой проверки исследовались только технические условия, выданные заявителем ООО "Лотос", при этом, жалоб как со стороны указанной организации, либо от иных лиц, обратившихся с аналогичными заявления к ОАО "Вт сети" на навязывание им невыгодных условий договора в части осуществления работ по фактическому технологическому присоединению, в Управление не поступало, технические условия, выданные иным обратившимся с соответствующими заявлениями лицам, в ходе проверки не запрашивались и не исследовались, а следовательно, правомерность квалификация действий Общества по части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ Управлением не доказана.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые решение и предписание УФАС по Ленинградской области не соответствующими положениям Закона N 135-ФЗ.
Правовых и фактических оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 сентября 2013 года по делу N А56-38571/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38571/2013
Истец: ОАО "Всеволожские тепловые сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области