Комментарий к письму Министерства финансов
Российской Федерации от 22.02.2008 N 03-11-04/3/87
Минфин выпустил Письмо от 22.02.2008 N 03-11-04/3/87*(1), в котором рассмотрел вопросы, возникающие при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.
Количество транспортных средств
На уплату ЕНВД нормативным актом местных органов власти могут быть переведены автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Таким образом, при расчете количества транспортных средств учитываются только те ТС, которые отвечают следующим критериям:
- принадлежат налогоплательщику на праве собственности или ином праве;
- предназначены для оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Этот критерий приведен и при определении понятия транспортного средства в ст. 346.27 НК РФ.
Финансистам показалось, что названных критериев недостаточно, и в комментируемом письме они ввели еще один - цель фактического использования ТС.
В письме сказано, что под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) транспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе либо арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга и субаренды, в целях осуществления данной предпринимательской деятельности. К указанным транспортным средствам не относятся имеющиеся у налогоплательщиков на праве собственности и (или) ином праве автотранспортные средства, которые используются в иных целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, например для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта. Исключением являются автотранспортные средства, которые используются налогоплательщиком одновременно и для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, и для собственных хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта.
Аналогичное мнение высказано финансистами в Письме от 26.11.2007 N 03-11-04/3/459. Таким образом, при определении, подлежит ли деятельность переводу на уплату ЕНВД, нужно обращать внимание не только на предназначение транспортного средства, но и на цель его использования. Согласитесь, что предназначение транспортного средства и характер его использования - это не одно и то же. Например, "газель", предназначенная для перевозки пассажиров, может использоваться для доставки работников к месту работы. В соответствии с мнением финансистов этот автомобиль не будет учитываться при расчете количества ТС для целей применения ЕНВД. Дополнительный критерий приводит к тому, что количество транспортных средств будет зависеть от целей, для которых в текущем месяце, квартале, году используется ТС: в одном месяце оно может использоваться для перевозок пассажиров, а в другом - для собственных нужд организации.
При этом в письмах Минфина РФ от 12.02.2008 N 03-11-04/3/60, от 27.03.2006 N 03-11-04/3/162 высказано противоположное мнение о том, надо ли применять дополнительный критерий: если общее количество автотранспортных средств, в том числе сдаваемых в аренду другим организациям или индивидуальным предпринимателям, превышает указанное количество транспортных средств, то предпринимательская деятельность организации в сфере оказания транспортных услуг по перевозке грузов не облагается ЕНВД.
В связи с тем, что финансисты сделали два противоречащих друг другу высказывания, неясно, какое из них правильно и чем нужно руководствоваться налогоплательщику. А ведь от этого зависит, нужно применять ЕНВД или нет.
Понятие транспортного средства
Статья 346.27 НК РФ разъясняет, что для целей применения гл. 26.3 НК РФ транспортные средства - автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили), за исключением прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков.
В комментируемом письме разъяснено, что к транспортным относятся средства, указанные в подразделе "Средства транспортные" (код 15 0000000) Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94*(2). Эта группа включает автомобили легковые, автобусы, некоторые виды специальных автомобилей. В частности, в письмах финансисты к транспортным средствам не причисляют:
- автокраны, так как они относятся к строительной и дорожной технике (экскаваторы, автогрейдеры, асфальтоукладчики, автокраны и т.д.), учитываемой в подразделе "Машины и оборудование" (код 14 0000000) (Письмо от 22.02.2008 N 03-11-04/3/87);
- тракторы и автопогрузчики (Письмо от 26.11.2007 N 03-11-04/3/459).
К транспортным средствам относятся, в частности, автомобили легковые специальные для медицинской помощи на дому (санитарные) (Письмо от 04.12.2007 N 03-11-04/3/479).
А.Е. Красоткина,
эксперт журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 7, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По данной теме см. комментарий к Письму Минфина РФ от 22.08.2007 N 03-11-04/3/328, опубликованный в "АиК" N 19, 2007, стр. 57 - 60.
*(2) Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"