город Омск |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А46-31900/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8843/2013) Администрации Загваздинского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 17.05.2013 по делу N А46-31900/2012 (судья Долгалев Б.Г.),
принятое по заявлению Администрации Загваздинского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области территориальному отделу надзорной деятельности Усть-Ишимского района об отмене постановления от 20.11.2012 N 69/70/71,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Загваздинского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области - глава Юшков Петр Михайлович (паспорт, по решению N 6/8 от 11.10.2010);
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области территориального отдела надзорной деятельности Усть-Ишимского района - Кузнецов Михаил Алексеевич (удостоверение, по доверенности N 146 от 04.10.2013 сроком действия по 31.12.2014).
установил:
Администрация Загваздинского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области территориальному отделу надзорной деятельности Усть-Ишимского района (далее - административный орган, Управление) об отмене постановления от 20.11.2012 N 69/70/71.
Решением от 17.05.2013 по делу N А46-31900/2012 в удовлетворении требований заявителя было отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что несмотря на то, что из протоколов следует исключить ряд пунктов, нарушения по которым не доказаны, оснований для отмены оспариваемого постановления от 20.11.2012 N 69/70/71 о привлечении Администрации Заагваздинского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области к административной ответственности не имеется, поскольку административным органом в ходе проверки выявлены и иные нарушения требований пожарной безопасности, в действиях юридического лица имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что административный орган безосновательно вменил в вину Администрации нарушения п. 1.2 НПБ 104-03, ч.1 ст. 151 ФЗ-121 от 22.07.2008; п.5 ППБ 110-03, ч.1 ст. 151 ФЗ-123 от 22.07.2008; пп. 3, 43 ППР.
Также податель жалобы отмечает, что Администрация Загваздинского сельского поселения принимала все зависящие от нее меры по соблюдению норм действующего законодательства. Администрация неоднократно обращалась к главе Усть-Ишимского муниципального района с просьбой оказать содействие в выделении средств на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества административный орган выразил свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
09.11.2012 в здании Администрации Загваздинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, расположенного по адресу: с. Загваздино, ул. Советская, 78, установлены факты нарушения Правила противопожарного режима в Российской Федерации, а именно:
- в нарушение п. 70 ППР в РФ на первичные средства пожаротушения отсутствуют соответствующие сертификаты;
- в нарушении п. 472 ППР в РФ помещения с вычислительной техникой (кабинет специалистов, кабинет бухгалтерии) не оборудованы хладоновыми или углекислотными огнетушителями;
- в нарушение п. 475 ППР в РФ на огнетушители, установленные на объекте, отсутствуют паспорта, также отсутствуют порядковые номера с нанесением на корпус белой краской;
- в нарушение п. 478 ППР в РФ отсутствует специальный журнал по учету наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;
- в нарушение п. 482 ППР в РФ комплектация пожарного щита немеханизированным пожарным, инструментом установленного на здание администрации Загваздинского сельскою поселения не соответствует нормам положенности;
- в нарушение п. 460 ППР в РФ на объекте не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности на основе Правил противопожарного режима в РФ (ППР в РФ), нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности здания, помещений;
- в нарушении п. 1.2 НПБ 104-03, ч. 1 ст. 151 ФЗ-123 от 22.07.08. г. в здании администрации Загваздинского сельского поселения отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- в нарушение п. 5 НПБ 110-03, ч.1 ст. 151 ФЗ-123 от 22.07.08. г. в здании администрации Загваздинского сельского поселения отсутствует автоматическая пожарная сигнализация;
- в нарушение п. 3 ППР в РФ на объекте не организовано обучение работников объекта мерам пожарной безопасности в соответствии с требованием приказа МЧС России N 645 от 12. 12.2007 года;
- в нарушение п. 43 ППР в РФ в здание администрации Загваздинского сельского поселения не обеспечено знаками пожарной безопасности, обозначающие путь эвакуации и эвакуационные выхода.
- в нарушение п. 55 ППР на территории Загваздинского сельского поселения не организовано проведение проверок работоспособности пожарных гидрантов не реже 2 раз в год (весной и осенью), отсутствуют соответствующие акты проверок, не организован и не проводится работа по обеспечению исправного состояния пожарных гидрантов, их утепление и очистка от снега и льда в зимнее время;
- в нарушение п. 67 ППР в Загваздинском сельском поселении отсутствует пожарное депо или специально предназначенное для этих целей бокс, имеющий отопление, электроснабжение, телефонную связь, твердое покрытие полов, утепленные ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для содержания пожарного автомобиля, а также обеспечения нормальных и безопасных условий работы водителя пожарного автомобиля Загваздинского сельского поселения. (фактически стоянка пожарного автомобиля осуществляется в общем гараже школы);
- в нарушение п. 68 ППР пожарный автомобиль имеющийся в поселении находится в технически не исправном состоянии (требуется ремонт ДВС);
- в нарушении п. 69 ППР закрепленные за пожарной мотопомпой и пожарным автомобилем лица не проходили специальную подготовку для работы на указанной технике;
- в нарушение ст. 65 ФЗ-123 от 22.07.08.2. в плане застройки и планировки Загваздинского сельского поселения отсутствуют сведения, учитывающие требования пожарной безопасности;
- в нарушение ст. 19 Федерального закона от 21.12.94 г. N 69 ФЗ "О пожарной безопасности" территории населённых пунктов сельского поселения общего пользования не оснащены первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём;
- в нарушение ст.19 Федерального закона от 21.12.94 г. N 69 ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" мероприятия по обеспечению пожарной безопасности населённых пунктов поселения не включены в программу развития Загваздинского сельского поселения;
- в нарушении ст. 19 Федерального закона от 21.12.94 г. N 69 ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов Загваздинского сельского поселения органами местного самоуправления не рассматриваются.
Выявленные правонарушения зафиксированы в акте N 97 от 09.11.2012.
По результатам проверки составлены протоколы об административном правонарушении N 69, N 70 и N 71 от 09.11.2012, а также вынесено постановление от 20.11.2012 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель, не согласившись с постановлением N 69/70/71 от 20.11.2012, обратился в Арбитражный суд Омской области с вышеназванными требованиями.
Решением от 17.05.2013 по делу N А46-31900/2012 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании ч. 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичными средствами пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Согласно пункту 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 70 Правил руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2. Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.
В силу п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г., предусмотрено обеспечение исправности сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организовано проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Пунктом 68 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 установлено, что руководитель организации обеспечивает исправное техническое состояние пожарных автомобилей и мотопомп, а также техники, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров.
В силу пункта 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации за каждой пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, организует закрепление моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике.
Согласно пункту 460 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390, инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
В соответствии с п. 67 Правил противопожарного режима Руководитель организации обеспечивает содержание пожарных автомобилей в пожарных депо или специально предназначенных для этих целей боксах, имеющих отопление, электроснабжение, телефонную связь, твердое покрытие полов, утепленные ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава пожарной охраны.
Запрещается использовать пожарную технику и пожарно-техническое вооружение, установленное на пожарных автомобилях, не по назначению.
Пунктом 472 Правил противопожарного режима предусмотрено, что при защите помещений с вычислительной техникой, телефонных станций, музеев, архивов и т.д. следует учитывать специфику взаимодействия огнетушащих веществ с защищаемым оборудованием, изделиями и материалами. Указанные помещения следует оборудовать хладоновыми и углекислотными огнетушителями.
Согласно пункту 475 каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой роторного типа.
Пунктом 478 Правил противопожарного режима установлено, что руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
Пунктом 482 Правил N 390 определено, что пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению N 6 (огнетушители, лом, асбестовое полотно, грубошерстная ткань или войлок, лопата совковая).
Приказом МЧС России 20.06.2003 N 323 утверждены Нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" (далее - НПБ 104-03). Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях, а также типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.
Посчитав вышеуказанные нормы нарушенными, административный орган вынес оспариваемое постановление и привлек Администрацию к административной ответственности.
Суд первой инстанции правомерно указал, что административным органом не доказан ряд нарушений, а именно: п. 482 ППР в РФ и п.п. 3 и 460 ППР в РФ.
Суд первой инстанции правомерно указал, что, несмотря на то, что из протоколов следует исключить ряд пунктов, нарушения по которым не доказаны, оснований для отмены оспариваемого постановления от 20.11.2012 N 69/70/71 о привлечении Администрации Заагваздинского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области к административной ответственности не имеется, поскольку административным органом в ходе проверки выявлены и иные нарушения требований пожарной безопасности, в действиях юридического лица имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
При этом апелляционная коллегия находит необоснованными доводы жалобы о том, что административный орган безосновательно вменил в вину Администрации нарушения п. 1.2 НПБ 104-03, ч.1 ст. 151 ФЗ-121 от 22.07.2008; п.5 ППБ 110-03, ч.1 ст. 151 ФЗ-123 от 22.07.2008; пп. 3, 43 ППР.
Так, в апелляционной жалобе в отношении нарушения, предусмотренного п. 1.2 НПБ 104-03, ч.1 ст.151 ФЗ-123 от 22.07.2008 г. по факту того, что в здании администрации Загваздинского сельского поселения отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, податель жалобы отмечает, что в бюджете на 2012 г. было заложено по статье: защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона 80 960 рублей, из которых освоено 69 351 рубль.
В отношении нарушения, предусмотренного п.5 НПБ 110-03, ст.151 ФЗ-123 от 22.07.2008 по факту отсутствия автоматической пожарной сигнализации податель жалобы отмечает, что в здании администрации Загваздинского сельского поселения автоматическая пожарная сигнализация установлена, она в рабочем состоянии, установлена в 1990-х годах, документация на установку не сохнранилась, так как установку производил колхоз имени Орджоникидзе, который на тот момент распоряжался данным зданием. Инспектор по пожарному надзору систему не проверял, то есть не включал, не проводил какие-либо замеры, никакие приборы для этого не использовались, в связи с чем вывод об отсутствии системы автоматической пожарной сигнализации является неверным.
Апелляционный суд находит названные доводы несостоятельными.
В соответствии с п. 1.2 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (далее - СОУЭ) настоящие нормы устанавливают типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. Пункт 5.1 НПБ 104-03, таблицу 2, в которой и определяется необходимость оборудования зданий системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, где в пунктах 15 указано, что административное здание, к которым относится здание администрации, этажностью до 6 этажей подлежит оборудованию СОУЭ 2-го типа, Ссылка на пункт 4.1 сделана, так как в нем имеется ссылка на таблицу 1, в которой устанавливаются требования к определенным типам СОУЭ и обязательным элементам входящим в него (способ оповещения, связь зон оповещения и т.п.).
Таким образом, требование административного органа об оборудовании зданий СОУЭ обоснованно и законно.
В соответствии с пунктом 5 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" являющимся ссылочным пунктом здания, сооружения и помещения, подлежащие оборудованию установками охранной и пожарной сигнализации, рекомендуется защищать охранно-пожарной сигнализацией. А непосредственно таблица 1 НПБ 110-03 устанавливает перечень зданий, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, где в соответствии с пунктом 9 данной таблицы здания общественного и административно-бытового назначения, к которым относится здание администрации, подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией (далее - АПС) независимо от площади и этажности.
Таким образом, глава Загваздинского сельского поселения, состоящий в должности с октября 2010 года, в рамках Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" имел возможность обратится в ТОНД Усть-Ишимского района за разъяснениями в области требований пожарной безопасности и предусмотреть расходы на устранение выявленного нарушения.
В отношении нарушения, предусмотренного п.3 ППР в РФ по факту того, что в Администрации Загваздинского сельского поселения не организовано обучение работников мерам пожарной безопасности, податель жалобы отмечает, что в Администрации поселения постоянно ведутся инструктажи работников по пожарной безопасности, о чем свидетельствует журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности.
Апелляционная коллегия также отклоняет как несостоятельный вышеназванный довод подателя жалобы.
В соответствии с п. 3 Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства от 25.04.2012 г. N 390. Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. Требования к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций устанавливает приказ МЧС от 12.12.2007 г. N 645 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (далее приказ N 645)
Согласно этому приказу, основными формами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум.
Контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников организаций осуществляют органы государственного пожарного надзора.
Противопожарный инструктаж - это доведение до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучение технологических процессов производства, оборудования, средств противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара.
Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций и в порядке, определяемом администрацией организацией.
При проведении противопожарного инструктажа следует учитывать специфику деятельности организации.
Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций с: правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей; требованиям пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной безопасности технологических процессов, производств и объектов; мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений, оборудования, производстве пожароопасных работ; правилами применения открытого огня и проведения огневых работ; обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок средств пожарной автоматики.
По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяют на: вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой.
Как было установлено административным органом в ходе проверки и не опровергнуто заявителем, главой Загваздинского сельского поселения обучение работников объекта мерам пожарной безопасности проводится не в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 12.12.2007 года N 645, что свидетельствует о нарушении заявителем вышеназванных норм.
В отношении нарушения, предусмотренного п.43 ППР в РФ по факту отсутствия знаков пожарной безопасности, обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы податель жалобы отмечает, что в здании Администрации Загваздинского сельского поселения данные знаки установлены в количестве 4 штук.
Апелляционная коллегия считает названный довод также несостоятельным.
В соответствии с п. 43 Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства от 25.04.2012 г. N 390. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы.
А также в соответствии с нормами пожарной безопасности НПБ 160-97 Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования. (Согласованы с Госстандартом России (письмо от 15.04.97 г. N 510-10/217), Службой пожарно-спасательной и местной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации (письмо от 04.03.97 г. N 151/14/49).Утверждены главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору. Введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 24.07.97г N46 Дата введения в действие с 31.07.97г.)
Как было установлено административным органом в ходе проверки и производства по делу об административном правонарушении, в здании администрации Загваздинского сельского поселения знаками безопасности обозначены лишь места размещения огнетушителей. Обозначения путей эвакуации и эвакуационных выходов на момент проверки отсутствовали. Поскольку названные обстоятельства подателем жалобы не опровергнуты, постольку апелляционная коллегия находит доводы заявителя о не нарушении положений п.43 ППР в РФ несостоятельным.
Важно отметить, что податель жалобы не привел доводов относительно правомерности вменения заявителю в вину нарушений следующих законоположений:
- п. 70 ППР в РФ - на первичные средства пожаротушения отсутствуют соответствующие сертификаты;
- п. 472 ППР в РФ - помещения с вычислительной техникой (кабинет специалистов, кабинет бухгалтерии) не оборудованы хладоновыми или углекислотными огнетушителями;
- п. 475 ППР в РФ - на огнетушители, установленные на объекте, отсутствуют паспорта, также отсутствуют порядковые номера с нанесением на корпус белой краской;
- п. 478 ППР - в РФ отсутствует специальный журнал по учету наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;
- п. 55 ППР - на территории Загваздинского сельского поселения не организовано проведение проверок работоспособности пожарных гидрантов не реже 2 раз в год (весной и осенью), отсутствуют соответствующие акты проверок, не организован и не проводится работа по обеспечению исправного состояния пожарных гидрантов, их утепление и очистка от снега и льда в зимнее время;
- п. 67 ППР - в Загваздинском сельском поселении отсутствует пожарное депо или специально предназначенное для этих целей бокс, имеющий отопление, электроснабжение, телефонную связь, твердое покрытие полов, утепленные ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для содержания пожарного автомобиля, а также обеспечения нормальных и безопасных условий работы водителя пожарного автомобиля Загваздинского сельского поселения. (фактически стоянка пожарного автомобиля осуществляется в общем гараже школы);
- п. 68 ППР - пожарный автомобиль имеющийся в поселении находится в технически не исправном состоянии (требуется ремонт ДВС);
- п. 69 ППР - закрепленные за пожарной мотопомпой и пожарным автомобилем лица не проходили специальную подготовку для работы на указанной технике;
- ст. 65 ФЗ-123 - в плане застройки и планировки Загваздинского сельского поселения отсутствуют сведения, учитывающие требования пожарной безопасности;
- ст. 19 Федерального закона от 21.12.94 г. N 69-ФЗ - территории населённых пунктов сельского поселения общего пользования не оснащены первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём;
- в нарушение ст.19 Федерального закона от 21.12.94 г. N 69-ФЗ, ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123 - мероприятия по обеспечению пожарной безопасности населённых пунктов поселения не включены в программу развития Загваздинского сельского поселения;
- ст. 19 Федерального закона от 21.12.94 г. N 69-ФЗ, ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123 вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов Загваздинского сельского поселения органами местного самоуправления не рассматриваются.
При названных обстоятельствах апелляционная коллегия не усматривает оснований для заключения вывода об отсутствии в действиях заявителя события вмененного ему административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.1. КоАП РФ одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя вины в нарушении законодательства в области пожарной безопасности.
Доказательства того, что у Администрации отсутствовала возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, а также доказательства того, что заявителем своевременно предпринимались все зависящие от него меры (в том числе организационно-распорядительные) по соблюдению вышеназванных требований пожарной безопасности, в материалах дела отсутствуют.
Доводы заявителя о том, что Администрация Загваздинского сельского поселения принимала все зависящие от нее меры по соблюдению норм действующего законодательства, Администрация неоднократно обращалась к главе Усть-Ишимского муниципального района с просьбой оказать содействие в выделении средств на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности, апелляционная коллегия находит несостоятельным в силу отсутствия в материалах дела доказательств своевременного обращения к главе Усть-Ишимского муниципального района с соответствующей просьбой.
Более того, необходимо отметить, что ряд, выявленных в ходе проверки, нарушений противопожарного законодательства возможно было устранить Администрацией самостоятельно без дополнительного финансирования.
Вопрос о вине общества был полно исследован административным органом при рассмотрении материалов административного дела.
Срок привлечения к административной ответственности не пропущен. Нарушения порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что Администрацией в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации Загваздинского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 17.05.2013 по делу N А46-31900/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-31900/2012
Истец: Администрация Загваздинского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, территориальный отдел надзорной деятельности Усть-Ишимского района, Управление надзорной деятельности территориальное отделение надзорной деятельности Усть-Ишимского района
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8843/13
15.08.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6538/13
03.06.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5014/13
17.05.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-31900/12