Показатели взяты под контроль!
"Контроль финансовых показателей - основа успеха деятельности любого предприятия". Для финансиста компании этот слоган является постулатом. Однако нельзя забывать и о нефинансовых показателях, которые, несомненно, сложнее измерить, но управлять ими в оперативном режиме все же возможно. Тема контроля вызывает многочисленные вопросы. Именно им был посвящен VIII Форум финансовых директоров "Корпоративный менеджмент: Контроль финансовых и нефинансовых показателей", который прошел в Москве 20 февраля.
Программа форума была составлена таким образом, чтобы участники смогли как получить методологические рекомендации, так и узнать о примерах удачных внедрений и посмотреть в режиме on-line действие инструментов контроля показателей.
Живой интерес у слушателей вызвали методологические рекомендации, прозвучавшие в рамках доклада ведущего консультанта ГК "ИНТАЛЕВ" Максима Васина "Платежный календарь*(1) - основной инструмент финансового директора". В своем выступлении г-н Васин отметил, что отраслевая специфика заставляет финансистов по-разному расставлять акценты в работе с оборотным капиталом, но базовые технологии все же одинаковы. В обязательный минимум, в частности, входит работа с платежным календарем, который позволяет ежедневно отслеживать потребность в деньгах, предвидеть кассовые разрывы, использовать возможности соответствующих бюджетов (в первую очередь бюджета движения денежных средств, БДЦС). В этом же ряду- меры по контролю над оплатой счетов дебиторов, включающие в себя введение отчетов по возрасту дебиторской задолженности, так называемых стоп-листов, с помощью которых определяется момент отказа в поставках покупателю, превысившему лимит накопленной задолженности, и введение специальной должности контролера за состоянием "дебиторки".
Еще один популярный инструмент по управлению оборотным капиталом - контроль достигнутых результатов с помощью расчета коэффициентов. Согласно опросу, проведенному компанией "ИНТАЛЕВ", большинство финансовых директоров прибегают к этой процедуре ежемесячно (некоторых, правда, устраивает ежеквартальная периодичность).
Очередной важный момент - построение кредитной политики, которая вводит достаточно жесткие правила определения скидок и отсрочек платежа для покупателей (учитывается история взаимоотношений, доля в общем обороте и т.д.). Причем, согласно опросу, исторически первыми мерами, вводимыми для управления "обороткой", были расчет коэффициентов и ведение платежного календаря. Например, Ольга Беликова, директор по финансам и экономике ОАО "Ярпиво", вспоминает, что платежный календарь ее служба начала вести еще в 1995 году когда у "Ярпива" появился новый владелец - финско-норвежская компания Baltic Beverages Holding AB. При этом окончательно упорядоченный вид кредитная политика компании приобрела совсем недавно.
Г-н Васин выделил несколько преимуществ, которые получает компания при ведении платежного календаря:
отсутствие штрафов за несвоевременное выполнение обязательств;
снижение кредитной нагрузки на компанию вследствие более продуманной политики привлечения заемных средств;
сохранение партнерских отношений с поставщиками;
повышение финансовой дисциплины;
высвобождение времени топ-менеджмента;
повышение прозрачности бизнеса;
уменьшение времени прохождения платежей от инициации до оплаты;
решение проблемы потери заявок, которая особенно остро стоит в крупных компаниях и холдингах.
В рамках форума в разделе "Избранные практики" участникам мероприятия были представлены примеры успешных проектов по реализации контроля показателей. Особенный интерес был проявлен к выступлению ведущего руководителя проектов Виктории Радионовой, которая рассказала об автоматизации сбора и контроля нефинансовых показателей на предприятии медицинской отрасли.
В завершение мероприятия ГК "ИНТАЛЕВ" продемонстрировала решение для контроля над финансовыми и нефинансовыми показателями с использованием программнометодического комплекса "ИНТАЛЕВ: Корпоративный Менеджмент".
Н. Разумова,
эксперт журнала "Консультант"
"Консультант", N 5, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Платежный календарь - это инструмент, который используется в процессе управления денежными потоками компании. Его ценность как инструмента управления денежными потоками компании заключается в установлении связи между денежными потоками, конкретными моментами или периодами времени и назначением или происхождением денежных сумм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.