Мы на "упрощенке" с объектом "доходы". Выполняем транспортно-экспедиционные услуги как посредники между клиентом и перевозчиком. Выставляем клиенту счет на оплату в следующей формулировке: 1) транспортно-экспедиционные услуги и 2) вознаграждение за транспортно-экспедиционные услуги.
Клиент отказывается оплачивать счет в такой формулировке, мотивируя свой отказ тем, что он не сможет включить "вознаграждение за транспортно-экспедиционные услуги" в состав своих расходов. Клиент работает на общем режиме налогообложения.
Прав ли клиент?
Как найти приемлемое для обеих сторон решение?
Из содержания вопроса не вполне понятно, по какой причине у клиента возникают проблемы с включением вознаграждения экспедитора в состав расходов.
Если в описанной вами ситуации используется подобный вариант выставления счета (отдельно транспортные услуги, отдельно транспортно-экспедиционные), то клиент может учесть в расходах как стоимость услуг, так и сумму комиссионного вознаграждения.
Суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров, относятся к прямым расходам налогоплательщика (вашего клиента) (ст. 320 НК РФ).
При этом, по мнению контролирующих органов (см. письмо Минфина России от 11.11.2004 N 03-03-01-04/1/105), к указанным расходам правомерно отнести как расходы за пользование транспортом для доставки, так и комиссионное вознаграждение экспедиторам, осуществляющим доставку товаров (в данном случае организующим доставку товара).
На основании ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ).
В рассматриваемом случае экспедитор именно организует перевозку, т.е. выступает в качестве посредника между клиентом и перевозчиком.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) клиент обязан в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Порядок выставления счетов на оплату услуг экспедитора законодательством не установлен.
При приемке груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции только от имени клиента на основании выданной им доверенности (ст. 4 Закона N 87-ФЗ).
Перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (ст. 2 Закона N 87-ФЗ).
В соответствии с Правилами транспортно-экспедиционной деятельности экспедиторскими документами являются:
- поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности (п. 6 Постановления Правительства N 554).
Для подтверждения факта оказания экспедитором услуг клиенту можно использовать акт выполненных работ с приложением копии талона заказчика, а также отчетом экспедитора.
Оформление указанных документов при заключении договора транспортной экспедиции действующим законодательством не предусматривается. Поэтому их оформление необходимо предусмотреть при заключении договора транспортной экспедиции.
Акт приема-передачи выполненных работ необходимо оформить в произвольной форме в соответствии с требованиями п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", предъявляемыми к первичным учетным документам.
Аналогичные рекомендации содержатся и в письме УФНС России по г. Москве от 05.04.2005 N 20-12/22797.
В нем отмечено, что расходы при соответствии условиям, указанным в ст. 252 НК РФ, для целей налогообложения прибыли могут быть документально подтверждены: в части сумм, причитающихся в качестве агентского вознаграждения, - отчетом агента, а в части сумм оплаты (возмещения) стоимости конкретных услуг по перемещению груза - первичными документами, установленными законодательством РФ для оформления операций по перемещению груза (складскими документами, железнодорожными накладными, актами выполненных работ и т.п.).
И. Лобань,
эксперт АКДИ
1 апреля 2008 г.
"Малая бухгалтерия", N 3, апрель-май 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Малая бухгалтерия"
Учредитель ОАО "АКДИ Экономика и жизнь"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ N ФС77-19030 от 25.11.2004 г.
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16