Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Налоговые льготы для организаций, осуществляющих научно-техническую и внедренческую деятельность (Е. Голикова, "Финансовая газета", N 17, апрель 2008 г.)

Налоговые льготы для организаций, осуществляющих научно-техническую
и внедренческую деятельность


С целью стимулирования научно-технической и внедренческой деятельности организаций законодатель расширил налоговые льготы, внеся соответствующие изменения и дополнения в налоговое законодательство.

Научно-техническая деятельность - это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы (ст. 2 Федерального закона от 23.08.96 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изм. и доп. от 1.12.07 г.).

Внедренческая деятельность определена в письме Инновационного совета при Председателе Совета Министров РСФСР от 19.04.91 г. N 14-448 и Минфина России от 14.05.91 г. N 16/135В как деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.

Ссылки на Закон N 127-ФЗ нередко встречаются в отдельных главах НК РФ, в то время как ссылка на определение внедренческой деятельности в главах НК РФ отсутствует, что создает прецеденты для споров между фискальными органами и налогоплательщиками, осуществляющими внедренческую деятельность при использовании последними предусмотренных НК РФ налоговых льгот.

С целью перехода экономики на инновационный путь развития с 1 января 2008 г. вступили в действие отдельные положения Федерального закона от 24.07.07 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп. от 29.11.07 г.) и Федерального закона от 19.07.07 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности", расширяющие перечень налоговых льгот для организаций, осуществляющих научно-техническую и внедренческую деятельность.

С 1 января 2008 г. налоговые льготы для организаций, осуществляющих указанную деятельность, расширены в части налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций.


Налог на добавленную стоимость


С 1 января 2008 г. п. 2 ст. 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ дополнен п.п. 26. В означенном подпункте определено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (ст. 3 Закона N 195-ФЗ).

Научную и (или) научно-техническую деятельность осуществляют научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации.

До 1 января 2008 г. освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость предоставлялось научным организациям и учреждениям образования только в случае, если выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществлялось за счет средств бюджетов и фондов (внебюджетных фондов). С 1 января 2008 г. ст. 3 Закона N 195-ФЗ дополнила п. 3 ст. 149 НК РФ п.п. 16.1, согласно которому с 1 января 2008 г. в перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации, законодатель включил выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий. При этом законодатель предусмотрел перечень научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, при выполнении которых в случае их отнесения к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий осуществляется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость. В состав названных работ включаются:

разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

разработка новых технологий;

создание опытных (не имеющих сертификата соответствия) образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Организациям, осуществляющим как научно-техническую, так и иную предпринимательскую деятельность, следует помнить, что осуществление операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению, приводит к обязанности ведения раздельного учета таких операций.

С 1 января 2008 г. изменен налоговый период по налогу на добавленную стоимость с месяца (в общем случае) на квартал для всех налогоплательщиков. Такое изменение является косвенным стимулированием к развитию всех организаций: обновлению парка оборудования (приобретению и введению в эксплуатацию новой техники), разработке и внедрению новых техники и технологий.


Налог на прибыль организаций


В п.п. 14 ст. 251 НК РФ ст. 3 Закона N 195-ФЗ расширен перечень фондов, поступления из которых относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются в качестве доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. До 1 января 2008 г. к средствам целевого финансирования относилось имущество в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.

С 1 января 2008 г. к целевому финансированию, кроме перечисленного, использованному по целевому назначению, будет относиться имущество в виде средств, полученных также из иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном Законом N 127-ФЗ, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

После 1 января 2008 г. расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном Законом N 127-ФЗ, признаваемые в качестве расходов в целях налогообложения прибыли, увеличены с 0,5 до 1,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика (данное изменение внесено ст. 3 Закона N 195-ФЗ).

Анализируя нормы ст. 262 и п. 36 ст. 270 НК РФ до 1 января 2008 г., можно было обозначить некоторые несоответствия в налоговом законодательстве. Так, п. 36 ст. 270 НК РФ исключал из состава расходов сверхнормативные затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, не давшие положительного результата, предусмотренные ст. 262 НК РФ. Вместе с тем нормы для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не давших положительного результата, ст. 262 НК РФ не были определены. С 1 января 2008 г. указанные несоответствия устранены, поскольку в соответствии со ст. 4 Закона N 216-ФЗ п. 36 ст. 270 НК РФ утратил силу.

Как известно, амортизация является источником простого воспроизводства. В последние 10-15 лет организации остро ощущают нехватку в амортизационных средствах. В соответствии со ст. 3 Закона N 195-ФЗ с 1 января 2008 г. законодатель разрешил организациям в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не более 3.

Законодатель в соответствии со ст. 3 Закона N 195-ФЗ также расширил перечень расходов, которые налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и признающие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 1 января 2008 г. признают в качестве расходов. Пункт 1 ст. 346.16 НК РФ дополнен п.п. 2.3, согласно которому налогоплательщик полученные доходы с 1 января 2008 г. уменьшает на расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.

Таким образом, произведено "точечное" реформирование налогового законодательства относительно научно-технической и внедренческой деятельности. Введение с 1 января 2008 г. новых налоговых льгот, к сожалению, не соответствует масштабам бедственного положения, в котором оказались организации, деятельность которых направлена на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем.

Проведенное реформирование налогового законодательства не устранило, к сожалению, и ряд неточностей в формулировках, а порой и их отсутствие.

Необходимо добиваться того, чтобы между фискальными органами и налогоплательщиками не возникало расхождений во мнениях при трактовке понятий, в частности, "внедренческая деятельность", "инновационная деятельность", "научная и научно-техническая деятельность", "совершенствование технологий", "интеллектуальная собственность". Для этого необходимо четко определить и сформулировать в рамках НК РФ перечень работ и услуг, их результатов, которые законодатель включает в состав деятельности, направленной на экономическое и техническое развитие, по которой он предоставляет налоговые льготы. Кроме того, открытым остается и вопрос о сходстве и отличии перечисленных видов деятельности.

Неопределенность в понятиях, сформулированных в НК РФ, порождает проблему непредставления организациям, деятельность которых направлена на познание и развитие, инвестиционного налогового кредита (ст. 67 НК РФ).


Е. Голикова,

руководитель отдела аудита и консалтинга

Международного центра по изучению и развитию

совместных предприятий


"Финансовая газета", N 17, апрель 2008 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/