г. Владивосток |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А51-17951/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-12737/2013
на решение от 18.09.2013
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-17951/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Индивидуального предпринимателя Трегубова Евгения Вячеславовича (ОГРН 304251108900202, ИНН 252002194017)
о признании недействительным предписания Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ОГРН 1122543024262, ИНН 2540188030) от 18.04.2013 N 04/33/13 и незаконными действий по вынесению предписания,
при участии:
от Индивидуального предпринимателя Трегубова Евгения Вячеславовича: Горелова Н.А., представитель по доверенности от 04.02.2013, сроком действия на три года;
от Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Трегубов Евгений Вячеславович (далее - ИП Трегубов Е.В., заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Инспекция РСН и КДС Приморского края, Инспекция, административный орган) от 18.04.2013 N 04/33/13 и о признании незаконными действий Инспекции по вынесению предписания от 18.04.2013 N 04/33/13.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.09.2013 суд первой инстанции удовлетворил заявленные предпринимателем требования, признал недействительным предписание Инспекции от 18.04.2013 N 04/33/13; признал незаконными действия Инспекции по вынесению предписания от 18.04.2013 N 04/32/13. Также суд первой инстанции взыскал с Инспекции в пользу предпринимателя судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400,00 руб., возвратил предпринимателю из федерального бюджета 200,00 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Инспекция указывает, что, в силу положений статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является обязательным. Ссылается на то обстоятельство, что, поскольку объект не введен в эксплуатацию, то Инспекции на основании статьи 54 ГрК РФ вправе осуществлять в отношении спорного объекта государственный строительный надзор.
Кроме того, по мнению Инспекции, регистрация права собственности на спорный объект не свидетельствует об утрате предпринимателем статуса застройщика и не освобождает его от обязанности по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В направленном в материалы дела письменном отзыве и в судебном заседании представитель предпринимателя на доводы апелляционной жалобы возразила, считает решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене.
Инспекция РСН и КДС Приморского края, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку представителей не обеспечила, просила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом мнения представителя заявителя, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя административного органа по имеющимся в материалах дела документам.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
05.02.2013 Инспекцией проведена внеплановая проверка деятельности предпринимателя. По результатам ее проведения административным органом был установлен факт эксплуатации объекта капитального строительства "Реконструкция поликлиники рыбаков под многофункционаный комплекс по ул. Запорожская, 77 в г. Владивостоке" (вторая очередь строительства), без разрешения на ввод его в эксплуатацию. В связи с этим, Инспекцией выдано предписание от 05.02.2013 N 04/10/13, согласно которому предпринимателю необходимо оформить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Проверкой, проведенной Инспекцией 18.04.2013, установлено, что предписание от 05.02.2013 N 04/10/13 предпринимателем не исполнено, в связи с этим, предпринимателю повторно выдано предписание от 18.04.2013 N 04/33/13.
Не согласившись с данным предписанием, а также с действиями по его выставлению, посчитав, что они не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности, ИП Трегубов Е.В. обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ о признании указанного предписания недействительным, действий - незаконными.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя заявителя, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 18.09.2013 нет.
Из положений части 1 статьи 4 АПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.
Из части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение этими ненормативными правовыми актами, решениями и действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на государственный орган, должностное лицо.
В соответствии со статьей 48 ГрК РФ, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка; проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно статье 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком только при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Статьей 55 ГрК РФ предусмотрено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений, в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Таким образом, по общему правилу застройщик действительно обязан подготовить и утвердить проектную документацию на объект капитального строительства, провести её государственную экспертизу, получить положительное заключение и для ввода объекта в эксплуатацию получить соответствующее разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, ссылка административного органа на то обстоятельство, что получение предпринимателем разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является обязательным, апелляционной коллегией отклоняется в силу следующего:
Судом первой инстанции установлено, что спорный объект принадлежит нескольким собственникам. Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 28.10.2011 по делу N А51-15716/2011, признано право долевой собственности предпринимателя на спорный объект недвижимости. На основании указанного решения выдано свидетельство от 12.03.2012 N 25-АБ N 718973 о государственной регистрации права общей долевой собственности Трегубова Е.В., доля в праве _, на торговый центр, общей площадью 34 557,80 м2, инв. N 05:401:002:000304810:002, лит. Б, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, ул. Запорожская, 77.
Апелляционная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что судебный порядок признания права на вновь созданный объект недвижимости исключает необходимость получения указанного разрешения и в дальнейшем, поскольку является установленным законом, альтернативным административному, способом легализации постройки.
Таким образом, поскольку объект реконструкции узаконен в судебном порядке, то собственники вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе его эксплуатировать (передавать иным лицам в целях его эксплуатации) без каких-либо ограничений.
Также судом первой инстанции установлено, что в процессе рассмотрения судом дела N А51-15716/2011 о признании права собственности на реконструированный объект исследовались и оценивались заключения компетентных органов о соответствии реконструируемого объекта строительным нормам и правилам, требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации, проверялось соответствие постройки противопожарным нормам и требованиям СанПиН.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что регистрация права собственности на спорный объект не свидетельствует об утрате предпринимателем статуса застройщика и не освобождает его от обязанности по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, апелляционной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права.
Довод апелляционной жалобы о том, что Инспекция на основании статьи 54 ГрК РФ вправе осуществлять в отношении спорного объекта государственный строительный надзор, судом апелляционной инстанции отклоняется на основании следующего.
В силу положений пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; а также вступившие в законную силу судебные акты.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 28.10.2011 по делу N А51-15716/2011, признано право долевой собственности предпринимателя на спорный объект недвижимости.
Статьей 54 ГрК РФ предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 указанного Кодекса, а не в отношении уже законченного строительством и введенного в эксплуатацию объекта недвижимости.
Доказательств того, что строительство объекта не окончено, что на момент вынесения оспариваемого предписания велись строительные работы, Инспекцией в материалы дела не представлены.
Отклоняя доводы Инспекции, коллегия апелляционного суда исходит из того, что спорный объект узаконен в судебном порядке, судебные акты по делу N А51-15716/2011 вступили в законную силу и обязательны в силу статьи 16 АПК РФ для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции по настоящему делу основаны на положениях статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и не противоречат правовой позиции, изложенной в пункте 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства данного спора, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что предписание Инспекции от 18.04.2013 N 04/32/13, а также действия Инспекции по вынесению спорного предписания нарушают права и законные интересы предпринимателя, в связи с чем заявленные требования ИП Трегубовым В.Ю. правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.09.2013 по делу N А51-17951/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17951/2013
Истец: ИП Трегубов Евгений Вячеславович
Ответчик: Инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (Инспекция РСН и КДС Приморского края)