г. Пермь |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А60-30887/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,
судей Паньковой Г.Л., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от истца -Общества с ограниченной ответственностью "Автобан" : Сиротинкин М.В., доверенность от 28.07.2013, паспорт,
от ответчиков -Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: не явились,
от третьего лица - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лиц а, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение арбитражного суда Свердловской области
от10 октября 2013 года
по делу N А60-30887/2013,
принятое судьей Подгорновой Г.Н.,
по искуОбщества с ограниченной ответственностью "Автобан" (ОГРН 1026605770652, ИНН 6674108058)
кУправлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
третье лицо: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
о признании кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО, общество) "Автобан" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском кУправлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1133, общей площадью 4818 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 144, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 5 839 416 руб.; земельного участка с кадастровым номером 66:41:0502115:23, общей площадью 10828 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 144, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 57 410 056 руб.; земельного участка с кадастровым номером 66:41:0108111:6, общей площадью 9430 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Бабушкина, 9, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 56 165 080 руб.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Решением суда от 10.10.2013 исковые требования удовлетворены.
Суд первой инстанции исходил из данных отчетов оценщика об оценке рыночной стоимости земельных участков N 2013-04-02, 2013-04-02/1, 2013-04-02/2 от 05.06.2013, положительных экспертных заключений Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Регулируемая ассоциация оценщиков Южного федерального округа" N 28-06-13-24, 28-06-13-25, 28-06-13-26 от 28.06.2013.
Заявленное истцом требование признано судом первой инстанции соответствующим положению, предусмотренному п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации - в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Министерство не согласно с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В апелляционной жалобе указывают на то, что приказом от 15.01.2013 N 32 применяется новая кадастровая стоимость земельных участков для целей налогообложения с 01.01.2014, для целей, не связанных с налогообложением, в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством. Указывает, что в настоящее время новая кадастровая стоимость земель является недействующей, в связи с чем считает права истца ненарушенными. Кроме того, указывает, что для целей налогообложения результаты кадастровой оценки земельных участков применяются не ранее 1 января следующего налогового периода за периодом, в котором результаты такой оценки были опубликованы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором следующих земельных участков: с кадастровым номером 66:41:0000000:1133, общей площадью 4818 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 144 (договор аренды земельного участка N 5-2220 от 30.05.2011); с кадастровым номером 66:41:0108111:6, общей площадью 9430 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Бабушкина, 9 (договор аренды земельного участка N 1-255 от 23.10.2000).
Кроме того, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0502115:23, общей площадью 10828 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 144 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АВ 465002 от 20.11.2006).
Ссылаясь на то, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости истец представил отчеты N 2013-04-02, 2013-04-02/1, 2013-04-02/2 от 05.06.2013, согласно которым рыночная стоимость спорных земельных участков составляет соответственно 5 839 416 руб. (кадастровый номер 66:41:0000000:1133); 56 165 080 руб. (кадастровый номер 66:41:0108111:6); 57 410 056 руб. (кадастровый номер 66:41:0502115:23).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2,4,10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Представленные истцом отчеты оценщика N 2013-04-02, 2013-04-02/1, 2013-04-02/2 от 05.06.2013 подтверждают, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0000000:1133, 66:41:0108111:6, 66:41:0502115:23 существенно превышает рыночную стоимость этих земельных участков.
Согласно экспертным заключениям Некоммерческого партнерства саморегулируемой организацией "Регулируемая ассоциация оценщиков Южного федерального округа" N 28-06-13-24, 28-06-13-25, 28-06-13-26 от 28.06.2013 отчеты оценщика от 05.06.2013 соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, а выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объектов оценки, признанными обоснованными.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, доказательства иной величины рыночной стоимости земельного участка ответчики не представили (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В отсутствие иных доказательств суд первой инстанции правомерно признал кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0000000:1133, 66:41:0108111:6, 66:41:0502115:23 равной их рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012, соответственно 5 839 416 руб., 56 165 080 руб., 57 410 056 руб.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
При этом доводы Министерства о том, что приказ от 15.01.2013 N 32 распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2014, и поэтому права истца не нарушены, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" утверждены результаты кадастровой стоимости земель по состоянию на 15.11.2012. Данный нормативный правовой акт вступил в силу с 08.02.2013 и является действующим.
Следовательно, в соответствии сост. 65, п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации истец вправе предъявлять требования об установлении утвержденной кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Исходя из вышеизложенного, истец вправе оспаривать результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 15.11.2012.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка третьего лица наст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит отклонению.
В соответствии сч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
При рассмотрении настоящего дела злоупотребление правом со стороны истца в отношении лиц, участвующих в деле, не установлено, поскольку, обратившись в суд с рассматриваемым иском, истец реализовал предусмотренное законом право на судебную защиту.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной в связи с подачей апелляционной жалобы, относятся на заявителя жалобы (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Государственная пошлина за подачу апелляционных жалоб сМинистерства по управлению государственным имуществом Свердловской области взысканию не подлежит, поскольку согласно ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Свердловской области от 10.10.2013 по делу N А60-30887/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30887/2013
Истец: ООО "Автобан"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Свердловского филиала, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
Третье лицо: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области