Роль медицинских технологий и стандартов в обеспечении качества
медицинской помощи
К медицинским технологиям относятся используемые и зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации или усовершенствованные совокупности методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации, средств, с помощью которых данные методы осуществляются, а в некоторых случаях и способ получения средства, применяемого в данной технологии. Данное определение в целом соотносится с зарубежными определениями.
Медицинские технологии, наряду со стандартами играют важную роль в систематическом повышении качества медицинской помощи. Медицинская технология включает в себя материальные компоненты (оборудование, аппаратура, инвентарь и т.д.) и интеллектуальные - собственно методы диагностики и лечения. Уровень этих обоих компонентов технологии является важным фактором, связывающим качество медицинской помощи с медицинской технологией. Корреляция между качеством медицинской помощи и технологиями может также рассматриваться с точки зрения освоения их; результатов применения и стоимости.
Большое количество технологий требует оценки и регистрации. Так, существуют международные организации по оценке медицинских технологий: INAHTA - Международная сеть агентств по оценке медицинских технологий и HTAI (Health Technology Assessment International) - общественная организация оценки технологий здравоохранения. В Российской Федерации оценкой медицинских технологий и стандартов занимаются Межрегиональная общественная организация "Общество фармакоэкономических исследований" и Общество специалистов доказательной медицины, а также Технический комитет 466 по медицинским технологиям при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Также при РАМН, в учреждениях и организациях различной ведомственной подчиненности функционируют формулярные и этические комитеты, принимающие также участие и в оценке применимости тех или иных медицинских технологий. Например, Формулярный комитет РАМН в 2007 году подготовил Проект перечня редких медицинских технологий и негативных (с доказанным неблагоприятным эффектом) медицинских технологий.
Регистрация медицинских технологий не является уникальной процедурой. Регистрация к применению медицинских технологий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 20.07.2007 N 488. Выдача разрешений на применение новых медицинских технологий представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с целью допуска новых медицинских технологий к медицинскому применению на территории Российской Федерации. К новым медицинским технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации или усовершенствованные совокупности методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации (далее - метод), средств, с помощью которых данные методы осуществляются, а в некоторых случаях и способ получения средства, применяемого в данной технологии. Методы и средства, применяемые в новых медицинских технологиях, могут включать в себя использование лекарственных средств и изделий медицинского назначения при условии, что они зарегистрированы в установленном порядке в Российской Федерации и используются в строгом соответствии с утвержденными при регистрации инструкциями по медицинскому применению. Использование в новых медицинских технологиях зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств и (или) изделий медицинского назначения с отклонениями от инструкций по медицинскому применению не допускается.
Следует также упомянуть, что наравне с технологиями по существующему регламенту в настоящее время также действует около 1000 методических рекомендаций, писем и приказов Минздравсоцрзавития России и Минздрава России, приравненных к медицинским технологиям. По сути варианты правовых статусов медицинских технологий, представленных в РФ можно представить так:
1) Технология зарегистрирована в Государственном Реестре новых медицинских технологий МЗ РФ (в Росздравнадзоре);
2) Технология подана на регистрацию в Росздравнадзор;
3) Технология утверждена методическими рекомендациями, утвержденными Минздравсоцразвитием России, МЗ РФ или МЗ СССР;
4) Технология утверждена методическими письмами Минздравсоцразвития России, МЗ РФ или МЗ СССР;
5) Технология утверждена приказом Минздравсоцразвития России, МЗ РФ или МЗ СССР;
6) Технология утверждена действующим решением съезда врачей-специалистов РФ;
7) Технология зарегистрирована как изобретение (имеется патент или авторское свидетельство), имеющее N и дату и другие параметры регистрации, но не зарегистрировано в Росздравнадзоре;
8) Технология не зарегистрирована в РФ.
Неотъемлемой частью процесса выдачи разрешения на применение новой медицинской технологии является классификация в зависимости от степени потенциального риска применения в медицинских целях по трем классам:
Класс 3 - медицинские технологии с высокой степенью риска, включающий в себя медицинские технологии, оказывающие прямое (хирургическое) воздействие на органы и ткани организма (за исключением медицинских технологий, относящихся ко 2-му классу); пластические реконструктивные операции; медицинские технологии, связанные с использованием клеточных технологий и генных манипуляций, трансплантации органов и тканей;
Класс 2 - медицинские технологии со средней степенью риска, включающий в себя медицинские технологии, оказывающие прямое (хирургическое) воздействие на кожу, слизистые оболочки и естественные полости организма; терапевтические, физиотерапевтические и хирургические манипуляции в дерматокосметологии;
Класс 1 - медицинские технологии с низкой степенью риска, включающий в себя прочие медицинские технологии.
В целях повышения качества медицинской помощи и повышения уровня доказательности применения новой технологии для получения разрешения на ее применение заявитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития помимо заявления и описания медицинской технологии не менее 2 отзыва (в 2 экземплярах, один из которых должен быть подлинным) профильных научно-исследовательских или образовательных медицинских учреждений о возможности использования в медицинской практике заявленной технологии, а также:
- протоколы и отчеты о результатах доклинических исследований, утвержденные в установленном порядке (если такие исследования проводились);
- протоколы клинических исследований, утвержденные в установленном порядке (если такие исследования проводились);
- копию патента (если медицинская технология защищена патентом);
- копии регистрационных удостоверений, санитарно-эпидемиологических заключений и других разрешительных документов на средства, используемые в новой медицинской технологии;
- инструкцию по применению средства, при помощи которого осуществляется медицинская технология (при наличии);
- документы, подтверждающие использование медицинской технологии за рубежом (если медицинская технология используется за рубежом);
- в том случае, если заявление и документы подаются от имени заявителя другим лицом - доверенность на право совершения действий от имени заявителя, удостоверенная в установленном порядке.
Систематизация и регистрация медицинских технологий создает предпосылки для создания унифицированных стандартов лечения и диагностики по моделям пациентов. Такой подход формирует связующее звено между медицинскими технологиями и стандартами.
Вопросы стандартизации диагностического и лечебного процессов в последнее время занимают особое место в отечественном здравоохранении. С внедрением стандартов небезосновательно связывают как перспективы дальнейшего развития здравоохранения, так и надежды на его существенное улучшение в ближайшее время. Как известно, медицинским стандартом называется система знаний, умений, навыков и условий, определяющих возможность выполнения определенного вида медицинской деятельности (Приказ Минздрава РФ от 16.10.92 г. N 277 "О создании системы медицинских стандартов (нормативов) по оказанию медицинской помощи населению Российской Федерации").
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (в ред. от 18.12. 2007 г.) закреплено, что стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ст. 37.1). В частности, в настоящее время приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждено множество стандартов оказания того или иного вида медицинской помощи. Стандарты описывают минимальные и достаточные условия того или иного вида медицинской деятельности, являются основным критерием оценки качества оказываемой медицинской помощи. Следовательно, в целом их соблюдение является обязательным условием.
В 1992 году Европейское региональное бюро Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) согласовало определение качества медицинской помощи для его дальнейшего изучения и оценки: "Качественной должна считаться медицинская помощь, соответствующая стандартам медицинских технологий при отсутствии осложнений, возникающих в результате лечения, и достижении удовлетворенности пациента".
Существующие сейчас стандарты медицинской помощи имеют следующие разделы:
- модель пациента;
- перечень медицинских услуг основного и дополнительного ассортимента;
- перечень лекарственных средств основного и дополнительного ассортимента;
- стандартные операции и процедуры по выполнению требований стандарта.
Кроме того, структура стандарта может быть дополнена разделами, позволяющими оценивать качество медицинской помощи: возможные исходы для каждой модели с учетом каждого этапа диагностики и лечения, временных параметров достижения исхода; индикаторы качества медицинской помощи больным, помощь которым оказывается в соответствии с данным стандартом.
Модели пациента включают наименование болезни, возраст (взрослые, дети); фазу и стадию заболевания, осложнения (или отсутствие осложнений); соответствующий код по МКБ-10, условия оказания помощи (стационар, амбулаторно-поликлиническая помощь). Стандарт может включать как одну, так и несколько моделей.
Пример модели стандарта
1. Модель пациента:
Категория возрастная: взрослые, дети
Нозологическая форма: Атонический дерматит
Код по МКБ-10: L20
Фаза: обострения
Стадия: любая
Осложнения: вне зависимости от осложнений
Условия оказания: амбулаторно-поликлиническая помощь
Далее в перечнях диагностических и лечебных медицинских процедур для каждой модели указываются:
код медицинской работы (услуги) - по номенклатуре работ и услуг в здравоохранении;
наименование медицинской работы (услуги) - по номенклатуре работ и услуг в здравоохранении;
частота предоставления услуги в группе пациентов, подлежащих ведению по данному плану;
кратность оказания услуги каждому пациенту.
В разделе фармакотерапии указываются фармакотерапевтические группы лекарственных средств, которые должны быть назначены пациентам, соответствующим данной модели, а также группы лекарственных средств по анатомо-химическо-терапевтической (АХТ) классификации и международные непатентованные наименования лекарственных средств (с указанием курсовой и эквивалентной суточной дозы), рекомендованные к применению торговые наименования вместе со сроками назначения лекарственного средства.
Контроль за выполнением стандартов медицинской помощи уровня субъекта федерации и медицинской организации обычно заключается в анализе отклонений, внесении при необходимости изменений (уточнений) в содержание стандарта, оценке эффективности и последствий внедрения стандарта и/или медицинской технологии.
Общие вопросы контроля и надзора за соблюдением стандартов медицинской помощи регулируются Административным регламентом, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России N 905 от 31.12.06. В соответствии с ним:
"1.2. Контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию по оценке соответствия оказываемой медицинской помощи требованиям к проведению диагностических, лечебных и иных исследований и мероприятий, а также медикаментозного лечения при конкретных заболеваниях и состояниях, установленных стандартами медицинской помощи, а также требованиям к объемам и качеству медицинской помощи.
....В осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи на конкретной территории также участвуют соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления...."
Е.В. Ковалев,
заместитель главного врача ФГУЗ ДКБ N 38 ФМБА России
"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи", N 4, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи"
Издатель: ООО "Центр изучения проблем здравоохранения и образования"
Издается с 2008 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: Стариков К.А.
Информационная концепция: специализированное издание для главных врачей, их заместителей по лечебной части и клинико-экспертной работе, заведующих отделениями. На его страницах рассматриваются научно-практические вопросы экспертизы и управления качеством медицинской помощи. Представлены оригинальные статьи, методические материалы, действующие нормативно-правовые документы и комментарии к ним. Освещается современный зарубежный опыт в области качества медицинской помощи.
По вопросам подписки через редакцию обращайтесь по тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: , сайт http://interdocnet.ru.
Почтовый адрес редакции: 142703, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, 78.
На журнал также можно подписаться через почтовые каталоги: "Роспечать" (индекс 20401), "Пресса России" (индекс 10694), "Каталог Российской прессы" (индекс 60597), "Почта России" (индекс П1656), а также через альтернативные агентства подписки "Урал-Пресс", "Прессинформ", "Деловая пресса".