Стандарты 1000
Успех развития бизнеса во многом зависит от того, насколько руководству компании удается учесть интересы стейкхолдеров. Наладить эффективное взаимодействие с заинтересованными сторонами предприятию поможет использование международных стандартов, в частности стандартов серии АА1000, разработанных британским Институтом социальной и этической отчетности*(1) в 1999 году.
В последнее время деловое сообщество уделяет повышенное внимание разработке отчетности, подтверждающей устойчивое развитие*(2). В значительной степени это связано с возросшей заинтересованностью организаций и отдельных лиц в получении социальных, экономических и экологических показателей деятельности компаний. Инвесторы, ориентируясь на эти данные, могут лучше оценивать риски своих финансовых вложений.
Высокая степень достоверности - необходимое условие эффективной отчетности по устойчивому развитию. Принцип достоверности информации лежит в основе всех многочисленных методов и подходов, которые использует бизнес-сообщество, формируя доверие к своей деятельности. При этом отсутствие общепринятого профессионального стандарта верификации*(3) отчетности значительно снижает результат применения индивидуальных подходов*(4). Именно поэтому и сами организации, представляющие отчеты, и их заинтересованные стороны*(1) приходят к выводу, что надежная внешняя (независимая) верификация качества отчетности - ключ к повышению не только ее достоверности и эффективности, но и, в конечном счете, к улучшению показателей деятельности компании*(5).
Существует множество подходов к верификации публикуемых отчетов, использующих различные способы оценки их достоверности. Одни методики делают акцент на отдельных аспектах отчетности, например экологических, или на соблюдении норм охраны труда на предприятиях. Другие используют более широкий набор показателей. При этом в большинстве случаев методики верификации являются коммерческой собственностью их авторов, которые не допускают стороннего анализа, сравнения или воспроизведения своих разработок. В целом такие подходы особое внимание уделяют точности количественных данных и надежности бухгалтерских систем. И лишь небольшое количество методик учитывает более широкий контекст и обеспечивает такой анализ, который представляет существенное значение для всех заинтересованных сторон.
Предложенный AccountAbility Стандарт верификации AA1000 - первая методика, которая, будучи открытой для всех желающих и не являясь чьей-либо собственностью, охватывает весь диапазон представляемой организацией отчетной информации и соответствующих показателей деятельности, то есть показателей устойчивости*(1).
Стандарт основан на общепринятых методах верификации отчетности - финансовой, экологической, а также отчетности по качеству - и объединяет ключевые теоретические положения с формирующейся практикой управления устойчивостью организации и отчетностью, включая практику составления и верификации отчетов.
Краткое описание стандарта
Стандарт верификации AA1000
Стандарт верификации AA1000 - это общеприменимый стандарт оценки отчетности организации по показателям ее устойчивого развития, а также оценки лежащих в основе развития процессов, систем и уровня компетентности. Стандарт дает представление о ключевых элементах процесса верификации.
Основные характеристики*(6)
Стандарт верификации AA1000:
охватывает весь диапазон показателей деятельности организации, то есть показатели устойчивости;
оценивает полноту понимания организацией показателей ее собственной деятельности и ее влияния на внешнюю среду, а также учитывает мнения об этом заинтересованных сторон;
особо выделяет существенность содержания отчетности для заинтересованных сторон и точность раскрываемой информации, а также обращает внимание на политику организации и соблюдение обязательных норм;
закладывает основу для публичных заявлений о соответствии, которые будут способствовать повышению доверия к публикуемым отчетам по обеспечению устойчивости;
оценивает способность организации реагировать на запросы заинтересованных сторон и тем самым рассматривает отчетность как часть постоянного взаимодействия с ними;
учитывает не только текущее состояние дел, но и возможное изменение ситуации, то есть не только то, как организация выполняет заявленную политику и достигает поставленных целей, но и то, насколько она способна соответствовать будущим стандартам и ожиданиям;
поддерживает и объединяет различные подходы к верификации качества в ситуации, когда задействованы многочисленные верифицирующие организации*(1), подходы и стандарты, и в том числе обеспечивает соответствие "Рекомендациям по отчетности устойчивого развития", предложенным Глобальной инициативой по отчетности (Global Reporting Initiative Sustainability Reporting Guidelines);
применим к организациям различных видов и масштабов, может использоваться верифицирующими организациями в различных географических, культурных и социальных условиях;
требует от верифицирующей организации подтверждения ее компетентности и представления информации о характере отношений с отчитывающейся организацией*(1), то есть с клиентом.
Использование Стандарта верификации AA1000
Стандарт верификации AA1000 предназначен в основном для использования верифицирующими организациями. Он дает представление о том, как организовать и провести порученную им работу по проверке и верификации отчета. Кроме того, Стандарт верификации AA1000 призван*(7):
помочь отчитывающейся организации в оценке, планировании, описании и осуществлении контроля над проведением работы по верификации отчета (включая внутреннюю верификацию), а также помочь совету директоров или правлению контролировать представление информации нефинансового характера;
предоставить возможность заинтересованным сторонам ознакомиться с результатами верификации и соответствующими отчетами*(1) и оценить их качество;
помочь организациям, составляющим стандарты, и лицам, формирующим политику компании, в разработке негосударственных добровольных стандартов, а также в развитии добровольных и обязательных аспектов отчетности организаций, в частности, требований к отчетности и верификации отчетов;
помочь специалистам в области профессионального развития и обучения повысить свою квалификацию в области верификации и отчетности в целом.
Стандарт верификации AA1000 и связанные с ним компоненты
Документ, описывающий Стандарт верификации AA1000, содержит принципы, публичные заявления верифицирующей организации и сведения о ее компетентности. Стандарт может быть использован как самостоятельное руководство либо в сочетании с более подробными техническими рекомендациями, изложенными в следующих документах:
Инструкции по применению, где даются примеры рабочего толкования и рекомендации по применению Стандарта верификации AA1000. Со временем эти примечания будут охватывать все необходимые аспекты полного цикла работы по верификации отчета на основе существующих профессиональных стандартов и со ссылкой на них*(8).
Инструкции "специалист - специалисту", в которые со временем войдут описание и анализ опыта применения Стандарта верификации AA1000, а также рекомендации для более широкой сферы использования.
Связанные стандарты
Стандарт верификации AA1000 дает основу для верификации как предназначенных, так и не предназначенных для публикации отчетов, составленных с учетом конкретных норм и рекомендаций. При необходимости он может быть адаптирован отчитывающейся организацией. Стандарт разработан так, чтобы соответствовать "Рекомендациям по отчетности устойчивого развития" Глобальной инициативы по отчетности (GRI) и развивать эти рекомендации*(9), а также другие связанные с ними стандарты. Кроме того, Стандарт верификации AA1000 призван дополнять и расширять использование специализированных стандартов верификации и рекомендаций по их применению в целях отчетности по устойчивому развитию, например в отношении проверок соблюдения норм охраны труда на предприятиях, следования принципу многообразия при приеме на работу или контроля показателей выброса углерода*(10).
Отчетность как принятое обязательство
Организации, использующие какую-либо часть стандартов серии AA1000, включая Стандарт верификации AA1000, берут на себя обязательство учитывать интересы всех сторон, то есть организации обязуются:
выявлять и изучать оказываемое ими социальное, экологическое, экономическое воздействие и соответствующие показатели своей деятельности, а также мнение об этом заинтересованных сторон;
учитывать запросы и потребности заинтересованных сторон и соответствующим образом реагировать на них в политике и практической деятельности организации;
представлять заинтересованным сторонам отчет о своих решениях, действиях и их последствиях.
Приводимые ниже принципы составляют основу для подтверждения выполнения организацией этих общих обязательств по отчетности*(11).
Принципы AA1000
В процессе верификации в соответствии со Стандартом верификации AA1000 должны соблюдаться следующие принципы:
Принцип 1 (П.1) - Существенность;
Принцип 2 (П.2) - Полнота представления информации;
Принцип 3 (П.3) - Реагирование.
Эти принципы являются общими для всех аспектов Серии AA1000, но в данном случае рассматривается их применение в процессе верификации.
Стандарт верификации отчетов AA1000
обязательство и принципы
/------------------------------------------------\
| Отчетность как принятое обязательство |
\------------------------------------------------/
/-------------------\
/--------------| Принципы |-------------\
| \-------------------/ |
/----------------------\ /---------------------\ /----------------------\
| Существенность | | Полнота | | Реагирование |
\----------------------/ | представления | \----------------------/
| информации |
\---------------------/
Применение принципов и уровни верификации
Все принципы AA1000 должны применяться вне зависимости от целей проведения верификации.
Способ применения принципов зависит от устанавливаемого уровня верификации. Уровни верификации зависят от объема и качества*(12):
имеющейся информации;
необходимого фактического материала;
основных систем и процессов;
внутренних систем верификации;
существующей верификации конкретных данных отчетности о показателях деятельности;
ресурсов, выделенных отчитывающейся организацией на верификацию;
правовых или коммерческих ограничений;
компетентности верифицирующей организации.
Предполагается, хотя и не во всех случаях, что уровень верификации будет повышаться по мере уточнения информации и усовершенствования систем и процессов отчетности по устойчивому развитию.
Верифицирующая организация должна указать, как может изменяться применение принципов AA1000 для различных аспектов деятельности компании, и соответственно отразить это в самом отчете в пределах процедуры одной верификации. Верифицирующая и отчитывающаяся организации должны вместе договориться об уровне верификации и составить соответствующий план. Уровень верификации может меняться в процессе работы верифицирующей организации; в этом случае об изменениях необходимо сообщить заинтересованным сторонам, чтобы они могли понять, какой уровень достоверности соответствует данной процедуре верификации.
Существенность
Принцип существенности AA1000 требует, чтобы верифицирующая организация указала, включена ли в отчет информация о показателях устойчивости, необходимая заинтересованным сторонам для того, чтобы делать обоснованные выводы, принимать решения и совершать действия.
Информация является существенной, если ее отсутствие или искажение в отчете может повлиять на решения и действия заинтересованных лиц отчитывающейся организации.
Практические рекомендации по толкованию принципа существенности с точки зрения заинтересованных сторон будут отражаться как в Инструкциях по применению, так и в Инструкциях "специалист - специалисту". Тем не менее исходя из важности этого принципа и его правильного толкования ниже приводятся основные параметры, которые следует учесть.
а) Соблюдение норм. Критерий существенности требует учета таких нефинансовых аспектов, которые могут повлечь за собой значительные правовые, нормативные или прямые финансовые последствия.
б) Соблюдение политики. Критерий существенности требует учета таких аспектов деятельности, которые связаны с согласованной политикой организации, независимо от финансовых последствий соблюдения такой политики.
в) Нормы, определяемые бизнессообществом. Определенные аспекты деятельности могут быть существенны ми, если таковыми их считают для себя другие представители бизнес-сообщества или конкуренты, независимо от наличия подобной политики у самой компании, а также от явных финансовых последствий применения таких норм.
г) Существенность, с точки зрения заинтересованных сторон. Этот параметр может включать:
влияние на поведение заинтересованных сторон. Принцип существенности предполагает включение в отчет важных для заинтересованных сторон вопросов в тех случаях, когда раскрытие соответствующей информации может повлиять на их поведение и принятие решений как в отношении компании, так и в других ситуациях;
взгляды и восприятие заинтересованных сторон. Согласно принципу существенности необходимо включать в отчет те аспекты деятельности, которые имеют очевидное значение с точки зрения взглядов и восприятия заинтересованных сторон в тех случаях, когда это может повлиять на их поведение и будущие решения. На основе описанных выше параметров верифицирующая и отчитывающаяся организации должны договориться о критериях, которые будет применять верифицирующая организация в ходе своей работы.
Верифицирующая организация должна определить, является ли содержание отчета существенным для:
отчитывающейся организации. Например, могут ли включенные в отчет показатели и контрольные цифры быть использованы для принятия стратегических и оперативных решений и используются ли они таким образом;
заинтересованных лиц отчитывающейся организации, чтобы они могли интерпретировать информацию, как это им необходимо для принятия конкретных решений. Например путем обеспечения сопоставимости отчетов за разные периоды времени с отчетами других организаций и с существующими стандартами*(13).
Проанализировав отчет, верифицирующая организация должна сформировать собственное мнение относительно того, насколько существенным является отсутствие или искажение той или иной информации, содержащейся в отчете. Она должна обсудить с отчитывающейся организацией существенные пропуски и неправильно представленную информацию и предложить последней внести соответствующие поправки в отчет. Если такие исправления не будут сделаны, верифицирующая организация должна указать это в Сертификате соответствия.
Применение этого принципа верифицирующей организацией зависит от требуемого уровня верификации.
Полнота представления информации
Принцип полноты представления информации AA1000 требует, чтобы верифицирующая организация оценила, в какой степени отчитывающаяся организация определяет и оценивает существенные аспекты показателей устойчивости.
Принцип полноты представления информации AA1000 требует, чтобы было оценено, в какой степени отчитывающаяся организация правильно определяет и оценивает собственные показатели устойчивости, связанные с ее деятельностью, продукцией, услугами и подведомственными структурами, за которые она несет управленческую и юридическую ответственность*(14). Будучи существенными для отчитывающейся организации и ее заинтересованных сторон, такие аспекты могут выходить за пределы того, что обычно включается в перечень. Эти аспекты показателей устойчивости имеют значение для полноты представления информации, когда отчитывающаяся организация может повлиять на такие показатели, например на последствия использования своей продукции.
Верифицирующая организация должна указать на существенные недостатки в оценке отчитывающейся организацией ее собственных показателей. Верифицирующая организация также должна обсудить с отчитывающейся организацией существующие недостатки с точки зрения полноты представления информации, предложить решить эту проблему или отразить в отчете факт неполноты информации. Если ничего из этого не будет сделано, верифицирующая организация должна указать на это в своем заключении о соответствии. Применение принципа полноты представления информации верифицирующей организацией зависит от требуемого уровня верификации.
Реагирование
Принцип реагирования AA1000 требует, чтобы верифицирующая организация оценила, реагирует ли отчитывающаяся организация на запросы и замечания заинтересованных сторон, на их политику и стандарты и адекватно ли отражает свою реакцию в отчете.
Принцип реагирования требует, чтобы отчитывающаяся организация продемонстрировала в отчете, что именно она собирается делать в ответ на замечания или запросы заинтересованных сторон, а также привела примеры соответствующей динамики своих показателей устойчивости. Этот принцип не требует, чтобы отчитывающаяся организация выражала согласие или шла на уступки, а только чтобы она четко и последовательно реагировала на запросы и замечания заинтересованных сторон.
Верифицирующая организация должна оценить, произвела ли отчитывающаяся организация следующие действия:
приняла ли решение о том, как будет реагировать на замечания или запросы заинтересованных сторон;
разработала ли в связи с этим определенную политику и соответствующие количественные и качественные показатели;
выделила ли адекватные ресурсы на выполнение соответствующей политики и обязательств;
проинформировала ли об этом заинтересованные стороны в своем отчете своевременно и в доступной форме.
Верифицирующая организация должна сформировать свое мнение на основе имеющихся фактов, которые представляет отчитывающаяся организация. Эта информация должна содержать наряду с отраслевыми и иными данными мнения заинтересованных сторон для сравнения.
Применение этого принципа верифицирующей организацией зависит от требуемого уровня верификации.
Фактическое подтверждение
Верифицирующая организация должна оценить, представила ли отчитывающаяся организация достаточное количество фактических доказательств в подтверждение информации, содержащейся в отчете.
Верифицирующая организация должна собрать и рассмотреть фактические подтверждения показателей, изложенных в отчете, а также оценить надежность систем и процедур сбора и использования этого фактического материала. К фактическим подтверждениям относятся:
количественная информация о динамике показателей и сведения о системах ее получения. Как правило, для изучения такой информации применяются обычные методы проверки качества финансовой и экологической отчетности;
качественная информация о динамике показателей, например мнение заинтересованных сторон. Это необходимо для того, чтобы определить, в частности, рамки отчетности, позволяющие обеспечить выполнение принципа существенности информации, представленной в отчете; принципа полноты представления информации; сбалансированности в отборе конкретных примеров и полноценности участия заинтересованных сторон*(15). Возможно, что верифицирующая организация сочтет необходимым связаться непосредственно с заинтересованными сторонами для оценки качества фактических доказательств, представленных отчитывающейся организацией. Верифицирующая организация, помимо прочего, может рассмотреть необходимость непосредственного наблюдения взаимоотношений между заинтересованными сторонами и отчитывающейся организацией;
количественная и качественная информация, имеющая отношение к оценке достижимости целевых показателей и других обязательств, взятых на себя отчитыва ющейся организацией в качестве ответа на позицию заинтересованных сторон, либо обусловленная принятой политикой и стандартами. Информация должна содержать доказательства того, что организация располагает необходимыми системами, ресурсами и компетентностью для осуществления деятельности, направленной на реализацию ее публично заявленной политики и обязательств.
Сертификат соответствия
Сертификат соответствия должен отражать достоверность отчета и соответствующих систем, процессов и компетентности, лежащих в основе деятельности организации.
Сертификат соответствия, составленный согласно Стандарту верификации AA1000, должен включать в себя следующие элементы:
заявление об использовании Стандарта верификации AA1000, содержащее информацию о том, что верифицирующая организация использовала Стандарт верификации AA1000 в соответствии с указанием особенностей применения Принципов AA1000 в процессе верификации;
основное описание, куда должно входить описание проделанной работы и, в частности, описание уровня верификации, в том числе указание на то, где в процессе верификации использовались различные уровни, а также описание согласованных критериев;
подтверждение, то есть заключение о качестве отчета и адекватности соответствующих организационных процессов, систем и компетентности, в котором должно быть указано, действительно ли:
а) в отчете дано достоверное и сбалансированное представление о существенных аспектах деятельности отчитывающейся организации за отчетный период*(1) (соответствие критерию существенности);
б) у организации имеется эффективная система идентификации и анализа ее деятельности, а также учета показателей, степени влияния на внешнюю среду, позиции заинтересованных сторон (соответствие критерию полноты представления информации);
в) у организации имеется эффективная система управления различными аспектами показателей устойчивости и реагирования на запросы заинтересованных сторон с указанием любых значительных недостатков в соответствующих организационных процессах, системах и компетентности (соответствие критерию реагирования);
г) отчет может быть использован заинтересованными сторонами отчитывающейся организации (соответствие критерию реагирования);
дополнительные замечания, которые могут включать в себя следующее:
а) отмеченный, по сравнению с прошлым отчетом, прогресс как в отчетности, так и в верификации;
б) предложения по улучшению отчетности организации, а также соответствующих процессов, систем и компетентности в следующий отчетный период.
Верифицирующая организация также должна обнародовать информацию о своей независимости от отчитывающейся организации и беспристрастности в отношении ее заинтересованных сторон, а также о собственной компетентности. Эта информация должна содержаться в сертификате соответствия или в связанных с ним публикуемых документах*(16).
Требования к верифицирующей организации
Достоверность верификации
Достоверность верификации отчета зависит от компетентности верифицирующей организации, ее независимости и беспристрастности, а также от использования соответствующих стандартов, включая Стандарт верификации AA1000. Верифицирующая организация должна стремиться быть независимой от отчитывающейся организации и беспристрастной по отношению к ее заинтересованным сторонам. Верифицирующая организация должна открыто заявить о наличии интересов любого рода, негативно влияющих на степень такой независимости и беспристрастности.
Независимость верифицирующей организации
Верифицирующая организация должна быть очевидно независимой от отчитывающейся организации. Сам факт проведения верификации и наличие соответствующих договорных обязательств, согласованных заказчиком и исполнителем, не должны негативно влиять на способность верифицирующей организации выполнять свои обязательства перед заинтересованными сторонами отчитывающейся организации. Для обеспечения своей независимости верифицирующая организация может опираться на ряд существующих этических кодексов и механизмов в зависимости от своей профессиональной сферы, институциональной принадлежности или географического месторасположения. Учитывая многообразие верифицирующих организаций и контекст их деятельности, в отношении каждого рабочего задания по верификации должно быть сделано публичное Заявление о независимости, которое содержит:
заявление о независимости от отчитывающейся организации;
описание политики, проводимой в случае конфликта интересов, включая профессиональные кодексы, которых придерживается организация на добровольной или обязательной основе, например в отношении наемных сотрудников; описание любых недавних, текущих или потенциальных финансовых или коммерческих отношений между верифицирующей и отчитывающейся организациями, таких как оказание услуг на платной основе (например, проведение консультаций, исследований, других видов учета или отчетности, верификации качества либо выдача рекомендаций), участие в управлении или доля в собственности (например, в качестве директоров или держателей акций). Это требование применяется как к организациям, так и к конкретным лицам, выполняющим рабочее задание по верификации.
Беспристрастность верифицирующей организации
Верифицирующая организация должна быть беспристрастной в своих взаимоотношениях с заинтересованными сторонами отчитывающейся организации.
Глоссарий
Верификация - это метод, который с помощью ряда конкретных принципов и подходов позволяет оценить качество подготавливаемых организацией материалов, например ее отчетов, а также существующих в организации систем, процессов и уровень компетентности, которые обеспечивают эффективность работы компании.
Верификация предполагает открытость результатов такой оценки для широкой публики, что послужит для получателей отчета гарантией его достоверности. Верификация призвана укрепить доверие заинтересованных сторон отчитывающейся организации, в особенности непосредственных пользователей отчета, к информации, на которой основан отчет.
Верификация и Серия AA1000
Стандарт верификации AA1000 (The AA1000 Assurance Standard) представляет собой как самостоятельный подход к верификации, так и один из элементов Серии AA1000. Он создает основу для верификации отчета и оценки соответствующих процессов, систем и компетентности в соответствии с определением и принципами отчетности Серии AA1000. Центральные принципы верификации равнозначны пересмотренным принципам отчетности, которые лежат в основе всей Серии AA1000.
Верифицирующая организация (Assurance Provider)
Верифицирующая организация - это один или несколько человек либо организация, нанятые отчитывающейся организацией на основе договора подряда для проведения верификации отчета.
Заинтересованные стороны (Stakeholders)
Заинтересованные стороны - это физические и юридические лица или группы лиц, которые влияют на организацию и ее деятельность и/или испытывают на себе влияние со стороны организации. Используемое в данном тексте рабочее определение заинтересованных сторон не включает в себя всех лиц, которые знают о данной организации или имеют определенное мнение о ней. Тем не менее у организаций может быть много разного рода заинтересованных сторон, в различной степени вовлеченных в ее деятельность, имеющих самые разные, порой конфликтующие сферы интересов (например, к заинтересованным сторонам могут относиться акционеры, клиенты, потребители товаров и услуг организации; представители бизнеса, гражданского общества, государственной власти и проф союзов). Именно поэтому для повышения уровня отчетности, запрашиваемого заинтересованными сторонами, и качества своей работы в целом организациям необходима система управления этим сложным комплексом факторов*(17).
Инструкции по применению Стандарта верификации AA1000 - детальное руководство по его реализации и использованию. Разработчики стандарта рассчитывают, что количество инструкций по его применению будет увеличиваться, и каждая последующая серия примечаний будет пересматриваться и обновляться исходя из опыта практикующих специалистов и других факторов (например, нормативного регулирования).
Отчет - это подготовленная отчитывающейся организацией информация о показателях устойчивости, предназначенная для широкой публикации, целевой рассылки либо для внутреннего использования, например информирования заинтересованных сторон о показателях устойчивости организации. Тем не менее верифицирующая организация может принять во внимание более широкий диапазон информации, когда, например, основной отчет является частью обмена данными по тем вопросам и аспектам деятельности, которые составляют предмет верификации.
Отчетный период
Верификация охватывает согласованный отчетный период, установленный между двумя четко определенными датами. Как правило, он равняется одному году*(18),хотя все более широкое использование интернета для распространения отчетности может в будущем привести к сокращению периодов отчетности, а также к установлению различных отчетных периодов для разных видов информации.
Отчитывающаяся организация (Reporting Organisation)
Отчитывающейся организацией может быть одна или несколько зарегистрированных организаций, партнерство, сеть организаций либо четко выделяемый проект или программа.
Показатели устойчивости (Sustainability Performance)
Показатели устойчивости распространяются на все аспекты деятельности организации, включая ее политику, принимаемые решения и действия, приводящие к социальным, экологическим и/или экономическим (в том числе финансовым) последствиям.
Серия AA1000 - набор эффективных инструментов и стандартов управления отчетностью и обеспечения ее качества, составной частью которого является Стандарт верификации AA1000. Серия АА1000 помогает организациям наладить систематическую отчетность с участием заинтересованных сторон по определению стратегий, политики и программ, а также соответствующих количественных и качественных показателей и систем обмена информацией, которые служат эффективным руководством для принятия решений, осуществления деятельности компании и достижения показателей ее устойчивости.
Беспристрастность определяется как способность и желание верифицирующей организации выполнить согласованное рабочее задание по верификации так, чтобы на понимание ею полученной информации, ее суждения или заявления не повлияли взаимоотношения с заинтересованными сторонами отчитывающейся организации (включая акционеров компании). Учитывая многообразие верифицирующих организаций и контекст их деятельности, в отношении каждого рабочего задания по верификации должно быть сделано публичное Заявление о беспристрастности, включающее:
заявление о беспристрастности по отношению к позиции заинтересованных сторон;
описание любых недавних, текущих или потенциальных финансовых или коммерческих отношений между верифицирующей организацией и заинтересованными сторонами отчитывающейся организации, включая оказание услуг на платной основе (проведение консультаций, исследований, других видов учета или отчетности, верификации качества либо выдача рекомендаций), участие в управлении или доля в собственности (в качестве директоров, держателей акций либо членов). Это требование применяется как к организациям, так и к конкретным лицам, выполняющим рабочее задание по верификации.
Индивидуальная компетентность
Верифицирующие и отчитывающиеся организации должны обеспечить соответствующую компетентность лиц, участвующих в каждом конкретном процессе верификации. Отчитывающаяся организация должна требовать от верифицирующей организации готовность предоставить заинтересованным сторонам информацию о компетентности лиц, участвующих в процессе верификации. Компетентность команды, занимающейся верификацией отчета, подразумевает следующие элементы:
профессиональную квалификацию, в том числе умение работать с количественными данными, профессиональную подготовку по аспектам верификации, знание конкретных аспектов деятельности и последствий, например экологических или правозащитных;
опыт проведения верификации, в частности, опыт верификации в социально-этической, экологической, экономической и финансовой областях;
сферу профессиональных знаний и опыта в отношении основных параметров представленной информации, организационного контекста и заинтересованных сторон.
Организационная компетентность
Организации, в составе которых работают проводящие верификацию специалисты, должны подтвердить соответствующую институциональную компетентность.
Это понятие включает:
адекватный контроль верификации с целью обеспечить ее осуществление на самом высоком уровне без ущерба качеству вследствие коммерческих интересов или недостаточной компетентности. Для надзора за ведением работ по верификации требуется как минимум один контрольный орган, например комитет по верификации, куда входили бы люди, не участвующие в выполнении текущего рабочего задания и не получающие непосредственной выгоды от результата данной верификации;
адекватное понимание правовых аспектов процесса верификации и адекватное страхование профессионального ущерба;
инфраструктуру для обеспечения вышеназванного, а также условия для безопасного долгосрочного хранения материалов, связанных с верификацией.
"Риск-менеджмент", N 3-4, март-апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Institute of Social and Ethical Accountability - далее AccountAbility. Русская версия стандарта подготовлена Институтом экономики города.
*(2) В этом документе термин "устойчивость" в отношении управления, отчетности и верификации касается всех аспектов деятельности организации, включая социально-этические, экономические (в том числе финансовые) и экологические.
*(3) Значение основных терминов, отмеченных звездочкой, см. в Глоссарии на с. 116.
*(4) Институтом социальной и этической отчетности используется подход, рекомендованный Федерацией европейских экспертов по бухгалтерскому учету (Fйdйration des Experts Comptables Europйens - FEE), и употребляется термин "верификация" для обозначения понятия, которое также называют аудиторской проверкой. См. более детальное освещение этого и различных других подходов в выпуске FEE (2002); Section 5.1: 18-21.
*(5) AccountAbility (2003) The State of Sustainability Assurance - 2003, AccountAbility, Лондон (www.accountability.org.uk).
*(6) Выделение слов и фраз курсивом и жирным шрифтом предназначено только для удобства чтения; как правило, такие слова и фразы служат кратким изложением более подробных описаний.
*(7) Примеры использования и конкретных пользователей приведены в совместной публикации AccountAbility и Делового и общественного центра Эшридж (The Ashridge Centre for Business and Society) (2002) "Беседы о Стандарте AA1000: Уроки первых лет (1999-2001)" (AA1000 Conversations: Lessons from the Early Years (1999-2001). См. также AccountAbility (2003) The State of Sustainability Assurance - 2003 (www.accountability.org.uk).
*(8) Информацию об Инструкциях по использованию, которые уже существуют или должны появиться в ближайшее время, можно найти на сайте www.accountability.org.uk.
*(9) www.globalreporting.org.
*(10) Первоначальный вариант принципов отчетности приведен в опубликованном проекте документа (Exposure Draft): AccountAbility (1999) AA1000 AccountAbility Framework: Standards, Guidelines and Professional Qualifications - Exposure Draft, AccountAbility, Лондон (www.accountability.org.uk).
*(11) Первоначальный вариант принципов отчетности приведен в опубликованном проекте доку мента (Exposure Draft): AccountAbility (1999) AA1000 AccountAbility Framework: Standards, Guidelines and Professional Qualifications - Exposure Draft, AccountAbility, Лондон (www.accountability.org.uk).
*(12) Список не предполагает какой-либо иерархии уровней верификации.
*(13) Рекомендации по отчетности устойчивого развития, предложенные Глобальной инициативой по отчетности (GRI Guidelines), также подчеркивают важность участия всех заинтересованных сторон в разработке показателей и важность публикации отчетов для повышения их актуальности и востребованности.
*(14) Эквивалент того, что GRI называет "полномасштабной" отчетностью.
*(15) В стадии подготовки находится отдельный модуль AA1000, содержащий рекомендации относительно того, как измерить уровень участия заинтересованных сторон и распространить информацию об этом.
*(16) Нередко объем текста сертификата соответствия, прилагаемого к опубликованному отчету, ограничивается. В этих случаях сертификат соответствия должен содержать ссылку на информацию о независимости с указанием, где можно ознакомиться с полным текстом заключения о независимости. Последнее должно быть так же общедоступно, как и основной сертификат соответствия.
*(17) В документе AA1000 Accountability Framework подробно описана методика составления диаграммы заинтересованных сторон и организации постоянного взаимодействия с ними.
*(18) Как советуют, например, Рекомендации глобальной инициативы по отчетности (GRI).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Риск-менеджмент"
Журнал "Риск-менеджмент" - профессиональное издание по теории и практике комплексного управления рисками на предприятиях различных отраслей экономики. Подробная информация о внедрении новых технологий и рекомендации по созданию и применению моделей для анализа и оценки рисков.
Учредитель издания - ООО "B2B Media"
Адрес редакции: г. Москва, Малый Толмачевский пер., д. 1, 3 этаж
Телефоны: (495) 933-5519, (495) 101-3676
Internet: www.b2bmedia.ru
E-mail: info@riskmanagement.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" 18551
"Пресса России" 88020