Комментарий к письму Минфина РФ
от 6 марта 2008 г. N 03-11-04/3/106
Среди множества видов деятельности, подлежащих переводу на ЕНВД, присутствуют автотранспортные услуги. Однако при применении "вмененки" для такой деятельности существуют ограничения по количеству транспортных средств, и Минфин в комментируемом письме останавливается на них подробнее.
Все ли машины участвуют в перевозках?
ЕНВД обязаны применять организации, оказывающие автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Не имеет значения, на каком праве пользования принадлежат фирме автомобили: она может быть как полноценным владельцем машин, так и использовать транспорт на правах аренды. Также Налоговым кодексом не установлено никаких ограничений по поводу типа транспорта. Организации могут использовать в своей деятельности и легковые машины, и грузовики. Главное, чтобы транспортные средства признавались таковыми в соответствии с Общероссийским классификаторам основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта от 26.12.94 N 359. Некоторая же техника, используемая только в специальных условиях, не является транспортом, учитываемым в целях "вмененной" главы Налогового кодекса, и владельцы таких машин не вправе перейти на данный спецрежим. Кроме того, не имеет значения, какие именно услуги оказывает налогоплательщик. Автомобили могут и выходить "на линию" регулярными рейсами, и перевозить пассажиров по индивидуальным заказам.
Основное ограничение в применении ЕНВД заключается в том, что у компаний не должно состоять в парке более двадцати транспортных средств. Казалось бы, подсчитать количество машин - задача не из трудных. Однако у многих организаций возникают неясности по этому поводу. Большинство проблем касаются фактической эксплуатации автомобилей.
На балансе налогоплательщика, обратившегося в Минфин, состояло более двадцати транспортных средств, однако не все из них использовались в предпринимательской деятельности. Перевозки осуществлялись на допустимом количестве машин, а "сверхлимитный" транспорт применялся для служебных и управленческих целей. И финансисты разъяснили, что у организации есть все основания для перехода на "вмененный" спецрежим, так как часть машин не связана с платными услугами по перевозке грузов и пассажиров.
Отметим, что время, в течение которого ведется подсчет транспортных средств, очень важно. Дело в том, что налоговым периодом по ЕНВД является квартал (ст. 346.30 НК РФ), и автомобили учитываются именно за этот промежуток времени. Пример неправильного применения норм Налогового кодекса по данному вопросу присутствует в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 12.12.2007 N Ф04-55/2007(65-А27-42). Организация за квартал в общей сложности использовала более 20 транспортных средств и состояла на общем режиме. Налоговая инспекция же, подсчитав количество автомобилей за каждый месяц, пришла к выводу, что ни за какой промежуток времени предел в 20 машин не был превышен. Суд справедливо встал на сторону налогоплательщика.
Если машины приходится ремонтировать
Даже те автомобили, которые непосредственно предназначены для перевозок грузов и пассажиров, не всегда включаются в общее количество транспортных средств. Такая ситуация происходит, когда некоторые машины состоят на ремонте. В данном случае компания может временно арендовать другие автомобили, пока старые непригодны для эксплуатации. Разумеется, все изменения в автопарке должны быть документально подтверждены с указанием точных дат постановки неисправной машины на ремонт и возвращения ее "на линию". В арбитражной практике существует пример по данному поводу - это постановление ФАС Уральского округа от 30.11.2005 N Ф09-1469/05-С1. Дело выиграл налогоплательщик, который временно использовал взамен непригодных автомобилей другие. Однако, учитывая судебный вердикт, упомянутый ранее, следует помнить, что и в этом случае ни за какой налоговый период общее количество транспортных средств не должно превышать установленный лимит в 20 единиц.
Когда машины передаются в аренду
Фактическое использование автомобилей, числящихся за предприятием, может быть различным. Например, Минфин в своем письме от 12.02.2008 N 03-11-04/3/60 разбирал случай, когда предприятие сдавало "сверхлимитные" автомобили в аренду. По словам специалистов финансового ведомства, при подсчете общего количества транспортных средств учитываются даже те, которые передаются во временное пользование другим организациям.
Однако в более ранних разъяснениях финансистов содержится противоположный вывод. Согласно письму Минфина от 23.11.2006 N 03-11-04/3/500, сданные в аренду машины не учитываются в целях применения ЕНВД. Причем с комментируемым письмом согласуется как раз старое разъяснение. Ведь в обеих ситуациях (и при сдаче машин в аренду, и при эксплуатации их в служебных целях) автомобили не используются предприятием для оказания транспортных услуг.
Правда, существует бесспорный вариант, когда машины, переданные во временное пользование, учитываются арендодателем при подсчете общего количества транспортных средств. Но так происходит только в случае, когда автомобиль фрахтуется, то есть договор аренды предусматривает предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации. При обычной же аренде вопрос о подсчете транспортных средств, к сожалению, не имеет однозначного ответа.
Рассчитываем сумму налога
В заключение разберемся, как фирмам, оказывающим автотранспортные услуги, платить налог. Если перевозятся грузы, то подсчитывается количество машин, причем каждое транспортное средство имеет базовую доходность в размере 6 000 рублей в месяц. При пассажирских перевозках учитываются не только сами машины, но и количество посадочных мест. У каждого "кресла" базовая доходность составляет 1 500 рублей.
Е.В. Чурсинова,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 7, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.