Вызовы глобализации и проблемы партнерства
В условиях нового этапа глобализации экономики Балтийскому региону в целом и входящим в него странам предстоит доказать свою конкурентоспособность на фоне опережающего развития регионов Юго-Восточной Азии и Северной Америки.
Какие практические шаги можно было бы предпринять, чтобы переломить наметившуюся тревожную тенденцию? Среди имеющихся возможностей есть факторы внутренние (отнесем к ним резервы повышения эффективности национальных экономических и инновационных программ, а также дальнейшую специализацию стран в рамках системы международного разделения труда Европейского Союза) и внешние - во взаимодействии с Россией скрыты, пожалуй, наиболее крупные резервы. Уже хотя бы в силу ее геоэкономического положения евроазиатской державы. Прежде всего, Россия - естественный торгово-экономический, транспортно-логистический и телекоммуникационный мост между промышленными центрами и рынками Евросоюза, Балтийского региона и Юго-Восточной Азии. Во-вторых, как известно, сегодня и в будущем - крупнейший партнер ЕС в энергетическом диалоге.
В свою очередь, для нашей страны крайне важно укрепить свои позиции на европейском рынке, диверсифицировать свою экономику и торговлю. Сказанное - далеко не новость. Тем не менее, за последние годы, несмотря на рост в целом экономики стран Балтийского региона и России, перспективы потери конкурентоспособности в мировом рейтинге для наиболее развитых стран Балтийского региона и для нашей страны реальны и уже сегодня их следовало бы воспринимать как вызов, а, возможно, и как угрозу. Это отражается, в частности, в переносе центра мировой деловой, инвестиционной активности в страны Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Набирает силу и тенденция переноса промышленного производства из наиболее развитых стран Северной Европы в развивающиеся, где издержки производства гораздо ниже, а рынок сбыта продукции - более емкий.
Балтийский регион характеризуется асимметрией в уровне развития национальных экономик и качества жизни людей, а кроме того - асимметрией масштабов национальных экономик и инфраструктур. Существуют различия и в подходах к стратегическому планированию между странами региона. Правительства по-разному видят решение проблемы неравенства и по-разному строят свою региональную политику. И, если члены Евросоюза, составляя прогнозы своего развития и определяя его цели, обязаны принимать во внимание стратегические документы Брюсселя, например, Лиссабонскую стратегию, то Россия должна, прежде всего, ориентироваться на собственное видение перспектив развития страны, Европы и мира. Вместе с тем, вызовы глобализации побуждают нашу страну все активнее включаться в международную систему разделения труда, прежде всего - в Европе.
Европейский Союз был и остается нашим главным стратегическим партнером во внешней торговле. На долю же стран, прилегающих к Балтийскому морю, по данным Федеральной таможенной службы, в 2007 году приходилось 24,4% оборота внешней торговли России*(1). Роль внешней торговли как инструмента повышения эффективности национальной экономики будет возрастать. Однако возможности наращивания ее объемов в сложившейся структуре, где превалирует российский сырьевой экспорт, весьма ограничены.
Повышение конкурентоспособности нашей страны сегодня, и в еще большей степени в перспективе, будет связано как с изменением структуры произведенного валового продукта (где необходимо повышать удельный вес высокотехнологичной продукции), так и с опережающим ростом сферы услуг - прежде всего, транспортных, телекоммуникационных и финансовых. Чтобы двигаться в этом направлении, нужны крупномасштабные инвестиции - из внутренних и внешних источников.
В последние годы в России многое сделано для улучшения инвестиционного климата, что замечено всеми международными рейтинговыми агентствами. И все же, при имеющихся позитивах, уровень прямых инвестиций придется признать явно недостаточным.
Что же может сблизить интересы стран-партнеров по Балтийскому сотрудничеству? Как никогда прежде, возросла цена долгосрочных и среднесрочных стратегий пространственного развития стран и - как естественное продолжение - внешнеэкономических стратегий.
Значимость пространственного стратегирования не вызывает сомнений у большинства экспертов и политиков. Поворотным моментом можно считать утверждение 10 мая 2005 года "дорожных карт" по четырем общим пространствам Евросоюза и России, в том числе и по Общему европейскому экономическому пространству.
"Северное измерение", инициированное в 1997 году Финляндией и с 1999-го ставшее официальной стратегией ЕС в Северной Европе, после саммита ЕС - Россия в Хельсинки 24 ноября 2006 года превратилось в систему равноправных партнерств на пространстве Северной Европы (в границах Балтийского и Баренцева регионов).
Однако для нашей страны пространственное стратегирование, как во внутреннем, так и во внешнем аспектах, находится на самом начальном этапе. Дискуссия по проекту Концепции социально-экономического развития России до 2020 года, разработанному Министерством экономического развития, еще только открыта.
Впервые для России после 1991 года, уже в условиях рынка, будут решаться проблемы гармонизации стратегий государства, субъектов Федерации и бизнеса. Вместе с тем, наряду с определением общих приоритетов и целей, в российских стратегических документах должны были бы найти место описания региональных (в частности относящихся к Балтийскому региону) приоритетов и целей, отражающих национальные интересы. Разумеется, это потребует тщательного изучения евросоюзовских и североевропейских стратегий и инициатив.
Финляндия по-прежнему остается ведущим торгово-экономическим партнером (товарооборот по итогам 2007 года составил $15,7 миллиардов) и, что не менее важно, - соседом, с которым в течение последних шестидесяти лет сложились дружественные отношения.
Все проблемы, которых я коснулся в этих заметках в части асимметрии национальных экономик и инфраструктур, относятся и к двусторонним отношениям России и Финляндии.
На границе между Россией и Финляндией в последнее время в полной мере ощущается дефицит стратегий. Так, мы и наши финские партнеры не смогли предусмотреть бурный рост транзита за последние пять лет, объемы которого в 2007 году почти в четыре раза превзошли объем импорта из Финляндии. К этому рывку транспортно-логистические инфраструктуры наших стран по большому счету оказались не готовы. Вместо того, чтобы получать в свои бюджеты дополнительно сотни миллионов евро чистого дохода от транзита, мы боремся с очередями на международных автомобильных пунктах пропуска.
Неожиданностью для финских партнеров стало решение российского правительства, ограничивающее экспорт лесосырья, что вызвало определенное напряжение в диалоге между нашими странами. А ведь стремление повысить эффективность лесопромышленного комплекса и экспорта появилось у нас не вчера.
Мы убеждены в необходимости совмещения государственных и бизнес-стратегий по углубленной переработке лесосырья - вплоть до создания регионального (приграничного) лесного кластера, объединившего бы Ленинградскую, Вологодскую, Новгородскую и Костромскую области, Республику Карелия и Финляндию.
Пока же все остается по-старому. Торговля идет "от достигнутого уровня" и по накатанной колее. Поэтому и сюрпризы столь болезненны. Между тем, огромные резервы скрыты в установлении прямых связей малых и средних предприятий и создания своеобразной сети трансграничного бизнеса - как в лесном секторе экономики, так и в других отраслях - с созданием новых конкурентоспособных производств и новых высокооплачиваемых рабочих мест.
В связи с этим мы предложили новую концепцию программы "ЕвроРоссия" на 2008-2013 годы - как форму российско-финляндского государственно-частного партнерства в деле поддержки производственной кооперации трансграничного предпринимательства. Очевидно, что государственное содействие приграничному и трансграничному экономическому сотрудничеству может осуществляться только на системной основе, с тщательно продуманным механизмом отбора совместных проектов. Сделать это можно лишь в том случае, если политическая воля правительств двух соседних стран выражена в согласованных документах. А чем мы располагаем?
В России в 2001 году создана только Концепция развития приграничных связей, в Финляндии существует Стратегия приграничных связей, принятая в 2004 году. На наш взгляд, оба эти документа декларативны и не отвечают вызовам времени. В еще большей степени это относится к пакету межправительственных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве и сотрудничестве сопредельных территорий от 20 января 1992 года.
Получается, что практика вновь опередила законотворчество и государственное стратегирование. Бизнес-сообщества России и Финляндии тяготеют друг к другу и готовы к значительно более глубокому взаимодействию. Это видно на примерах совместных проектов в телекоммуникациях, арктическом судостроении, деревопереработке, электротехнической и пищевой промышленности.
Стоит обратить внимание на инициативу, высказанную в 2005 году бывшим премьер-министром Финляндии, президентом фонда "Ситра" Эско Ахо и касающуюся разработки экономической стратегии Финляндии по отношению к России. Многие видные деловые люди и политики северного соседа связывают с нашей страной будущее Финляндии - в не меньшей степени, чем с Евросоюзом.
Полагаю, что в готовящейся сейчас новой стратегии внешнеэкономической деятельности России наряду с общими оценками и задачами должно найтись место для перспектив взаимоотношений с главными торгово-экономическими партнерами нашей страны, в частности в Балтийском регионе.
Таб. 1.
Динамика валового внутреннего продукта стран региона
Балтийского моря (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году)
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | Среднегодовой прирост реального ВВП 1994-2004 |
|
Норвегия | 102,8 | 102,7 | 101,1 | 100,4 | 102,9 | 2,9 |
Швеция | 104,3 | 101,1 | 102,0 | 101,5 | 103,6 | 2,8 |
Финляндия | 105,1 | 101,1 | 102,2 | 102,4 | 103,7 | 3,6 |
Дания | 102,8 | 101,3 | 100,5 | 100,7 | 102,4 | 2,1 |
Германия | 103,2 | 101,2 | 100,2 | 100,0 | 101,6 | 1,5 |
Польша | 104,0 | 101,0 | 101,4 | 103,9 | 105,3 | 4,4 |
Эстония | 107,9 | 106,5 | 107,2 | 106,7 | 107,8 | 6,0 |
Литва | 103,9 | 106,4 | 106,8 | 109,7 | 106,7 | 5,4 |
Латвия | 106,8 | 108,0 | 106,5 | 107,5 | 108,5 | 5,6 |
Россия | 110,0 | 105,1 | 104,7 | 107,3 | 107,2 | 2,8 |
Беларусь | 105,8 | 104,7 | 105,0 | 107,0 | 111,4 | нет сведений |
Справочно: | ||||||
Китай | 108,0 | 107,2 | 109,0 | 110,2 | 109,9 | 9,1 |
США | 103,7 | 100,8 | 101,6 | 102,7 | 104,2 | 3,3 |
Канада | 105,3 | 101,9 | 103,3 | 101,7 | 103,1 | 3,4 |
Источники: Россия и страны мира. 2006. Статистический сборник / Росстат - М., 2006. с.78-79; Мир в цифрах. Карманный справочник, 2007. The Economist, M.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2007.
Таб. 2.
Индекс развития человеческого потенциала в странах
Балтийского региона в 2004 г.
Значение индекса | Рейтинг страны в мире | |
Норвегия | 0,965 | 1 |
Швеция | 0,951 | 5 |
Финляндия | 0,947 | 9-11 |
Дания | 0,943 | 15 |
Германия | 0,932 | 21 |
Польша | 0,862 | 37 |
Эстония | 0,858 | 40 |
Литва | 0,857 | 41 |
Латвия | 0,845 | 45 |
Россия | 0,797 | 65 |
Беларусь | 0,794 | 67 |
Источник: Доклад о развитии человека 2006. ПРООН./Пер. с англ. - М.: Издательство "Весь Мир", 2006. с. 283-284.
Таб. 3.
Валовой внутренний продукт на душу населения
в странах Балтийского региона с учетом паритета покупательной
способности (в долларах США) в 2004 г.
Норвегия | 25 084,6 |
Швеция | 21 982,9 |
Дания | 20 216,7 |
Финляндия | 10 505,8 |
Германия | 8 189,1 |
Эстония | 7 188,7 |
Польша | 2 240,9 |
Латвия | 1 989,1 |
Литва | 1 879,1 |
Россия | 854,6 |
Беларусь | 478,4 |
Источник: Доклад о развитии человека 2006. ПРООН./Пер. с англ. - М.: Издательство "Весь Мир", 2006. с. 283-284.
Таб. 4.
Прямые инвестиции в странах Балтийского региона
в расчете на душу населения в 2004 г. (долларов США)
Норвегия | 25 084,6 |
Швеция | 21 982,9 |
Дания | 20 216,7 |
Финляндия | 10 505,8 |
Германия | 8 189,1 |
Эстония | 7 188,7 |
Польша | 2 240,9 |
Латвия | 1 989,1 |
Литва | 1 879,1 |
Россия | 854,6 |
Беларусь | 478,4 |
Источник: Рассчитано автором по "International Financial Statistics", September 2006, International Monetary Fund, Washington, 2006; Россия и страны мира, 2006. Статистический сборник / Росстат. - М., 2006, с. 11-12, 337-338.
В. Шлямин,
торговый представитель Российской Федерации
в Финляндии, к.э.н
"БДМ. Банки и деловой мир", N 3, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) http://www.customs.ru/ru/stats/stats/popur.php?id286=293.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"