город Ростов-на-Дону |
|
23 декабря 2013 г. |
дело N А32-7477/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Д.В. Николаева, А.Н. Стрекачёва
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красиной А.Ю.
при участии:
от ЗАО "РОСТЭК-Кубань": представитель Старовойтов Г.В. по доверенности от 17.12.2013, представитель Арабаджийская С.К. по доверенности от 19.08.2013
от Краснодарской таможни: представитель Першин И.В. по доверенности от 07.02.2013
от Южного таможенного управления: представитель Голубейкова Е.А. по доверенности от 24.05.2013, представитель Дунаев А.В. по доверенности от 30.07.2013, представитель Аксенова Ю.С. по доверенности от 15.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Краснодарской таможни, Южного таможенного управления
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2013 по делу N А32-7477/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Кубань"
к Краснодарской таможне, Южному таможенному управлению
о признании недействительным решения о классификации товара
принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "РОСТЭК-Кубань" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне к Южному таможенному управлению ФТС (далее - заинтересованные лица, таможенные органы) о признании недействительным решения о классификации товара N 10300000-11.6.46/1 от 10.01.2013, требования Краснодарской таможни об уплате таможенных платежей от 14.02.2013 N 177/1.
Решением от 12.09.2013 суд признал недействительным решение Южного таможенного управления о классификации товаров от 10.01.2013 N 10300000-11.6-46/1, как несоответствующее нормам Таможенного кодекса Таможенного Союза; признал недействительным требование Краснодарской таможни об уплате таможенных платежей от 14.02.2013 N 177/1, как несоответствующее нормам Таможенного кодекса Таможенного Союза; взыскал с таможенных органов в пользу общества по 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что общество доказало несоответствие оспариваемого им решения действующему законодательству и нарушение этим ненормативным актом прав и имущественных интересов общества. Таможня в свою очередь не доказала обстоятельства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого решения. Суд пришел к выводу о том, что товар был правомерно классифицирован обществом по коду ТН ВЭД 8432 29 100 0.
Краснодарская таможня и Южное таможенное управление обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просили его отменить, ссылаясь на то, что ввезенный товар подлежал классификации в товарной подсубпозиции 8701 10 000 0 ТН ВЭД ТС, в которую включаются тракторы, управляемее рядом идущим водителем.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на необоснованность доводов жалоб, полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В судебном заседании представители таможенных органов поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просили решение суда отменить.
Представители ЗАО "РОСТЭК-Кубань" поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "РОСТЭК-Кубань" (заявитель) и ООО "МОНОЛИТ" (декларант, участник внешнеэкономической деятельности) был заключен договор поручения N 0094/00-10-12095 от 03.03.2010 на таможенное декларирование товара декларанта.
В июле 2010 года ООО "МОНОЛИТ" было выдано ЗАО "РОСТЭК-Кубань" поручение на таможенное декларирование поступившего в его адрес товара: мотокультиваторы, код ТН ВЭД 8432 29 100 0.
Товар был ввезен на территорию Российской Федерации на основании контракта N 20/11 от 14.11.2007, заключенного между декларантом ООО "МОНОЛИТ" и Китайской компанией "Qingdao Bondex Trade Service Co., Ltd., China".
Товар задекларирован заявителем в Краснодарской таможне по ДТ N 10309120/280710/0005660. В графе 33 декларации на товары заявитель указал код товара по ТН ВЭД ТС 8432 29 100 0, что соответствует субпозиции: "машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы; катки для газонов или спортплощадок: прочие: рыхлители и культиваторы".
Задекларированный заявителем товар выпущен Краснодарской таможней в режим для внутреннего потребления.
После выпуска товара Южным таможенным управлением ФТС России была проведена проверка достоверности заявленных сведений.
По результатам проверки Южным таможенным управлением ФТС России признано не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации решение о подтверждении классификационного кода товаров 8432 29 100 0 по вышеуказанной декларации на товары и принято решение о классификации спорного товара в соответствии с ТН ВЭД ТС: решение о классификации товаров N 10300000-11.6-46/1 от 10.01.2013 о классификации товара в субпозиции 8701 10 000 0.
Принятие Южным таможенным управлением ФТС России обжалуемого решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД было мотивировано правилами 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД (раздел 8 решения).
В результате изменения классификационного кода товара, задекларированного заявителем, увеличился размер подлежащей уплате таможенной пошлины с 0% до 15%, и как следствие, сумма подлежащих уплате таможенных платежей на общую сумму 772 864,86 руб., в том числе начислены пени за просрочку уплаты таможенных платежей в сумме 130 997,54 руб., пени за просрочку уплаты НДС в сумме 23 579,55 руб., а также направлено требование от 14.02.2013 N 177/1 об уплате указанной суммы и пени.
Не согласившись с указанными ненормативными актами таможенных органов, заявитель обратился в арбитражный суд.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 50 Таможенного кодекса Таможенного союза единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
Пунктом 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 утверждены со сроком вступления в силу с 01.01.2010 единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф таможенного союза. Единым таможенным тарифом таможенного союза установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
В Основных правилах интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности сформулированы принципы классификации товаров, предусматривающие последовательное включение конкретного товара в определенную товарную позицию, а затем - соответствующую субпозицию.
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД ТС названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
Правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС устанавливает, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
В соответствии с правилом 3 (а) ОПИ ТН ВЭД ТС предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Заявитель в качестве описания товара в графе 31 оформленной ДТ N 10309120/280710/0005660 указал: "мотокультиваторы с приводом от бензинового двигателя для культивации почвы при помощи стационарно установленных режущих фрез, код ОКП 47 3776: культиватор моторизованный (самоходный мотоблок), с двигателем внутреннего сгорания мощностью 4.8 квт/6.5 л.с., для крошения и перемешивания почвы при помощи вращающихся фрез. Ширина культивации 400-900 мм, глубина 50-300 мм. Тип двигателя 168FА-2, рабочий объем 196См3, укомплектован: свечной ключ - 1 шт., ремень привода - 2 шт., транспортировочные колеса - 2 шт. сняты и предназначены только для перемещения культиватора по участку, без сцепного устройства - 300 шт. Изготовитель: MINGSIN MACHINERY CO., LTD Товарный знак: FORTE МАРКА (МОДЕЛЬ): МБ-2-М" и определил по ТН ВЭД ТС код товара как 8432 29 100 0.
Согласно тексту товарной позиции 8432 29 100 0 такой код присваивается следующим товарам: "машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы; катки для газонов или спортплощадок: прочие: рыхлители и культиваторы".
В группу 84 ТН ВЭД ТС включаются "реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части", в саму же товарную позицию 8432 включается: "машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы; катки для газонов или спортплощадок".
Южным таможенным управлением обжалуемым решением от 10.01.2013 изменен классификационный код, указанный заявителем, на код 8701 10 000 0 ТН ВЭД ТС.
Согласно ТН ВЭД ТС классификационный код 8701 10 000 0 присваивается следующим товарам: "тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709): тракторы, управляемые рядом идущим водителем".
В группу 87 ТН ВЭД ТС включаются "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности", в саму же товарную позицию 8701 включается: "тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709)".
Южное таможенное управление обосновало классификацию товара, задекларированного заявителем кодом 8701 10 000 0 правилами 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС.
По мнению таможенного органа, в подсубпозицию 8701 10 000 0 ТН ВЭД ТС (товарная позиция 8701 "тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709)") включаются тракторы, управляемые рядом идущим водителем, ставка таможенной пошлины - 15%.
Таможенный орган в обоснование изменения классификационного кода, указанного заявителем, на код 8701 10 000 0 ТН ВЭД, ссылается на текст пояснений к товарной позиции 8701 ТН ВЭД ТС, согласно которому данные тракторы представляют собой небольшие сельскохозяйственные тракторы, имеющие одну ведущую ось с установленными на нее одним или двумя колесами; как и обычные тракторы, они предназначены для работы со взаимозаменяемыми навесными орудиями, которые имеют привод от вала отбора мощности общего назначения. Как правило, на них нет сиденья, а управление осуществляется с помощью двух рукояток. Однако в некоторых типах имеется одно- или двухколесная задняя тележка с сиденьем для водителя.
Таможенный орган также ссылается на положения ГОСТ 12.2.140-2004 "Тракторы малогабаритные. Общие требования безопасности", согласно положениям которого одноосный малогабаритный трактор, у которого тяговое усилие создается за счет сцепления рабочих колес с землей, и который предназначен для привода сменных навесных и прицепных машин и орудий и одноосных прицепов, называется мотоблоком.
По мнению таможенного органа, основными критериями отнесения спорного товара к одноосному малогабаритному трактору (мотоблоку) являются: 1) создание тягового усилия за счет ведущих колес; 2) наличие вала отбора мощности; 3) возможность использования сменных навесных и прицепных приспособлений.
Для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД ТС товара, задекларированного заявителем, необходимо установление основных свойств, характеристик товара, функционального назначения и области применения товара.
Согласно ТН ВЭД ТС классификационный код 8432 29 100 0 имеет следующее описание: "машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы; катки для газонов или спортплощадок: прочие: рыхлители и культиваторы".
Из совокупности приведенных норм следует, что для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД товаров группы 84 Раздела XVI ТН ВЭД необходимо установление основных свойств и характеристик товара, позволяющих определить возможность его использования, выполнения самостоятельной функции.
В подтверждение своей позиции заявитель представил следующие документы: поручение на таможенное декларирование товаров от 28.07.2010; коммерческий инвойс N BD091215-ML23 от 27.05.2010; контракт N 20-11 от 14.11.2007; упаковочный лист N BD091215-ML23 от 27.05.2010; дополнительное соглашение N 6 от 04.02.2009 к договору N 20-11 от 14.11.2007; дополнительное соглашение N 7 от 01.09.2009 к договору N 20-11 от 14.11.2007; дополнительное соглашение N 8 от 31.12.2009 к договору N 20-11 от 14.11.2007; дополнительное соглашение N 9 от 16.03.2010 к договору N 20-11 от 14.11.2007; дополнительное соглашение N 10 от 23.06.2010 к договору N 20-11 от 14.11.2007; паспорт сделки от 22.11.2007 N 07110011/1481/0638/2/0; товарно-транспортные накладные N 10317110/260710/0007411/00/, N 10317110/260710/0007410/00/; транзитные декларации N 72022750, N 72022751; инструкцию по эксплуатации и технические характеристики на оборудование - мотокультиватор МБ-2-М, и иные документы согласно описи к ДТ N 10309120/280710/0005660.
Таможенный орган правомерность своей позиции обосновывает материалами выездной таможенной проверки и материалами таможенного оформления по ДТ N N 10309120/280710/0005660, 10309120/050810/0005958, 10309120/060810/0005982 с пакетами товаросопроводительных документов, полученных от Краснодарской таможни, материалы таможенного оформления по ГТД N N 110317100/160909/0006007, 10317110/250909/0007196 с пакетами товаросопроводительных документов, полученных от Новороссийской таможни. По указанным декларациям на товары было поставлено различное оборудование: мотоблоки МБ-2-М, тележки прицепные одноосные, с сиденьем для оператора, предназначенные для эксплуатации с мотоблоками МБ-2-М и т.д., в том числе и мотокультиваторы модели МБ-2-М.
Оценив представленные сторонами в материалы дела документы, суд первой инстанции пришел к выводу, что задекларированный по ДТ N 10309120/280710/0005660 товар представляет собой мотокультиватор с приводом от бензинового двигателя для культивации почвы при помощи стационарно установленных режущих фрез. Культиватор моторизованный (самоходный мотоблок), с двигателем внутреннего сгорания мощностью 4.8 квт/6.5 л.с., для крошения и перемешивания почвы при помощи вращающихся фрез, шириной культивации 400-900 мм, глубиной 50-300 мм.
Согласно инструкции по эксплуатации ввезенное декларантом ООО "МОНОЛИТ" оборудование представляет собой мотокультиватор модели МБ-2-М производства "Mingsin Machinery Co., Ltd.", Китай, имеет малый размер и вес, легок в обращении, надежен в работе, удобен в техобслуживании и при перевозке. Эта машина в основном пригодна для использования на узких участках земли, в горных местностях, огородах, в плодовых и цветочных садах, теплицах. Не предназначен для использования с тележкой.
Ввезенный мотокультиватор модели МБ-2-М состоит из следующих деталей: бензиновый двигатель 168FA-2 в сборе, рама-шасси в сборе, сцепление в сборе, защитный щиток ременной передачи, устройство управления, регулятор глубины в сборе, транспортировочное колесо(§ 1 "Краткое описание").
В технических характеристиках на ввезенное оборудование указывается два производственных параметра: ширина культивации, 400-900 мм; глубина культивации, 50-300 мм. Назначение и функция ввезенного оборудования - культивации почвы.
Таможенным органом ввезенное оборудование в тексте оспариваемого классификационного решения (раздел 5 и 7 решений) определено как "малогабаритный трактор (мотоблок) модели МБ-2-М, управляющий рядом идущим водителем, с бензиновым двигателем мощностью 4,8 кВт (6,5 л.с.), оснащенный фаркопом для буксировки прицепа. Тяговое усилие моноблока создается за счет ведущих колес, имеется вал отбора мощности для работы со взаимозаменяемыми навесными орудиями".
Таможенный орган в обоснование своих доводов ссылается на представленную им инструкцию по эксплуатации "мотоблока МБ-2-М", согласно которой мотоблок работает как в прицепном, так и в приводном состоянии. В сочетании с разными навесными орудиями, мотоблок может выполнять несколько функций: вспахивать и бороновать землю, сеять, культивировать, рыть траншеи, окучивать и т.д., а также использоваться в качестве стационарного источника мощности. В приложении инструкции "Таблица принадлежностей и комплектующих" указано, то в основной комплект рассматриваемого мотоблока включается фаркоп в сборе, предназначенный для буксировки прицепа. В технических характеристиках мотоблока, отраженных в данной инструкции, указаны параметры работы номинального тягового усилия мотоблока в условиях транспортировки, а также весовые параметры номинальной массы прицепа, используемого при работе с рассматриваемым мотоблоком.
Южное таможенное управление ссылается на то, что в соответствии с ГОСТ 12.2.140-2004 "Тракторы малогабаритные. Общее требование безопасности" мотоблоком является - одноосный малогабаритный трактор, у которого тяговое усилие создается за счет сцепления рабочих колес с землей, и который предназначен для привода сменных навесных и прицепных орудий и одноосных прицепов.
В подтверждение данного факта Южное таможенное управление ссылается на сертификаты соответствия N N РОСС CN.АИ49.В02234 от 02.02.2009, РОСС CN.АИ49.В02936 от 04.02.2010, РОСС CN.АИ49.В02967 от 18.02.2010, представленные декларантом ООО "МОНОЛИТ" при таможенном декларировании мотоблоков модели МБ-2-М.
Указанные сертификаты соответствия выдавались органом по сертификации ООО "Инвестиционная корпорация" производителю MINGSIN MACHINERY CO., LTD, Китай на продукцию мотоблоки и мотокультиваторы с приводом от бензинового двигателя, модели МБ-2-М, которая соответствует требованиям ГОСТ 12.2.140-2004 "Тракторы малогабаритные. Общее требование безопасности".
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ввезенный товар не может быть классифицирован по коду ТН ВЭД ТС 8701 10 000 0.
Согласно правилу 3 (а) ОПИ ТН ВЭД ТС в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Исходя из имеющихся в товарной позиции 8701 ТН ВЭД субпозиций, в них не предусмотрена классификация ввезенного декларантом ООО "МОНОЛИТ" оборудования.
Согласно тексту самой товарной позиции 8701 ТН ВЭД, она охватывает "тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709)".
В соответствии с Единым таможенным тарифом таможенного союза в группу 87 включены: средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.
Существует ряд требований нормативных документов, на основании которых товар должен классифицироваться как трактор.
В соответствии с примечанием 2 к группе 87 ТН ВЭД ТС термин "тракторы" означает транспортные средства, предназначенные в основном для буксировки или толкания других транспортных средств, устройств или грузов, независимо от того, имеют они или нет дополнительные приспособления, в сочетании с основным назначением трактора, для перевозки инструментов, семян, удобрений или других грузов.
Механизмы и рабочие инструменты, сконструированные для установки на тракторах товарной позиции 8701 в качестве сменного оборудования, относятся к соответствующим товарным позициям, даже если они представляются вместе с тракторами, независимо от того, установлены они на тракторах или нет.
В соответствии с основным правилом интерпретации N 1 ТН ВЭД ТС: названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства пользования ТН ВЭД в работе; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Исходя из текста примечания 2 к группе 87 ТН ВЭД ТС, имеющего юридическую силу, следует: термин трактор означает транспортное средство; основное назначение трактора буксировка или толкание других транспортных средств; помимо буксировки и толкания трактор может иметь приспособления для перевозки инструментов, семян, удобрений или других грузов.
Положения ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы" определяет: категория Т - сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы - это механическое транспортное средство на колёсном или гусеничном ходу, имеющее не менее двух осей, функциональное назначение которого зависит в основном от его тягового усилия и которое сконструировано, главным образом для буксировки, толкания, перевозки или приведения в действие определённых устройств, механизмов или прицепов, предназначенных для использования в сельском или лесном хозяйстве.
В соответствии с ГОСТ 12.2.140-2004 "Тракторы малогабаритные. Общее требование безопасности" мотоблоком является - одноосный малогабаритный трактор, у которого тяговое усилие создается за счет сцепления рабочих колес с землей, и который предназначен для привода сменных навесных и прицепных орудий и одноосных прицепов.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортным средством является - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
Транспортное средство является источником повышенной опасности, предметом материального мира, обладающим опасными для окружающих свойствами, не поддающимися полному контролю со стороны человека. Перемещение людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог является определенного рода деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.
По определению культиватор является сельскохозяйственной машиной для обработки почвы. Культиваторы делят на паровые и пропашные. Паровые культиваторы служат для сплошной обработки почвы до посева, а пропашные - для обработки посевов. С помощью культиваторов осуществляется рыхление, борьба с сорняками, влагосбережение, окучивание. В отличие от плуга культиватор выполняет рыхление без оборота пласта. Культиваторы могут быть с пассивными (неподвижными) ножами, совершающими работу за счет тягового усилия, а также с активными (приводными) ножами. По типу привода различают ручные культиваторы, мотокультиваторы, культиваторы, агрегатируемые с трактором.
Мотокультиватор - это силовой агрегат, предназначен для обработки почвы фрезами. Мотоблок - схожий с мотокультиватором агрегат - имеет, однако, определенные отличия. Мотоблоки - более функциональная, чем культиваторы, техника, способная работать на любых почвах. Мотоблоки можно опционально оснастить широким перечнем дополнительного оборудования: плугом, бороной, окучником, картофелевыкапывателем, аэратором, косилкой, нож-отвалом, снегоуборщиком, щеткой, прицепом, др. Мотоблоки имеют коробку передач и способны прицеплять к себе тележку и перевозить людей и грузы. Как транспортное средство, мотоблок модели МБ-2-М, инструкция по эксплуатации на который представлена таможенным органом, с помощью тележки способен перевозить до 300 кг груза (урожай, строительный материал, удобрения) со скоростью 12 км/ч. Для мотоблока обязательно наличие сцепного устройства и вала отбора мощности.
С помощью мотокультиватора, а точнее работы его режущего оборудования (фрезы), осуществляется фрезерование, рыхление и окучивание почвы, обработка междурядья, борьба с сорняками. Обработка почвы - основная функция мотокультиватора, колеса при этом сняты, возможности прицепить или навесить какое-либо орудие или устройство - нет.
Согласно представленным декларантом ООО "МОНОЛИТ" документам по ДТ N 10309120/280710/0005660 ввезено оборудование - мотокультиватор МБ-2-М в соответствии с контрактом N 20/11 от 14.11.2007 и на основании инвойса и упаковочного листа, которые согласно пункту 4.4 контракта являются его неотъемлемой составной частью.
Инвойс N BD 091215-ML23 от 27.05.2010, в оригинале (на англ. языке) наименование товара указано - ROTOVATOR. Упаковочный лист - в оригинале (на англ. языке) наименование также указано ROTOVATOR.
С английского языка на русский термин ROTOVATOR не переводится, наиболее близкое написание ROTAVATOR, что может означать "почвофреза", то есть сельскохозяйственное орудие по обработке почвы. В практике почвообрабатывающих машин слово ROTAVATOR входит в маркировку машин, например: Howard Rotavator R400 - борона роторная; Howard Rotavator EMU60 - фрезерный культиватор; Scan-Rotavator А100 - культиватор, их объединяет наличие вращающихся рабочих инструментов.
В переводах инвойса и упаковочных листов приводится наименование товара - мотокультиватор. В транзитных декларациях, по которым товар доставлялся из Новороссийска в Краснодар N N 10317110/260710/0007410, 10317110/260710/0007411, инспектор таможенного поста Новороссийской Юго-восточной таможни товар описал как "мотокультиваторы", а код определил 8432 29 ТН ВЭД ТС.
В соответствии с инструкцией по эксплуатации ввезенное ООО "МОНОЛИТ" оборудование представляет собой мотокультиватор модели МБ-2-М производства "Mingsin Machinery Co., Ltd.", Китай. В технических характеристиках на машину указывается два производственных параметра: ширина культивации, 400-900 мм; глубина культивации, 50-300 мм, что свидетельствует о выполняемой машиной функции - обработке почвы. В инструкции по эксплуатации на мотокультиватор модели МБ-2-М в таблице 2. "Технические характеристики" подпункты 18. Скорость движения; 19. Скорость механизма отбора мощности; 20. Номинальная масса прицепа, кг - отсутствуют. Также отсутствует таблица принадлежностей и комплектующих мотокультиватора.
На основании представленных заявителем документов и сведений, а также фактической комплектации (согласно товаротранспортным документам), поступивший товар является машиной с бензиновым двигателем, установленном на одноосную раму-шасси, с двухсекционной коробкой передач, с ремённым приводом и ремённым сцеплением, рабочими фрезами, устанавливаемыми на ось шасси для выполнения единственной производственной функции - культивации почвы, управляется с помощью рычагов пешим оператором. Машина укомплектована двумя колёсами для ограниченного перемещения по земельному участку, не имеет устройств для присоединения других приспособлений и не оборудована устройствами сигнализации и тормозной системой. В комплектацию данной партии мотокультиваторов модели МБ-2-М, задекларированных по ДТ N 10309120/280710/0005660 не входят какие-либо сцепные устройства, также не входят приспособления для перевозки чего-либо.
С учетом представленных документов, суд первой инстанции правильно заключил, что спорный мотокультиватор модели МБ-2-М производства "Mingsin Machinery Co., Ltd." предназначен для культивации почвы на небольших участках и не может попадать под категорию трактора. Не соответствует признакам транспортного средства, источника повышенной опасности.
Описание товара в товарной позиции 8432 содержит наиболее конкретное описание товара, ввезенного декларантом ООО "МОНОЛИТ" и задекларированного заявителем, по сравнению с товарной позицией 8701. Исходя из вышеизложенных положений, сам текст товарной позиции 8701 содержит критерии, которые исключают возможность классификации в ней ввезенного декларантом ООО "МОНОЛИТ" оборудования.
Довод заинтересованного лица о соответствии ввезенного ООО "МОНОЛИТ" оборудования мотоблоков и мотокультиваторов с приводом от бензинового двигателя, модели МБ-2-М, требованиям ГОСТ 12.2.140-2004 "Тракторы малогабаритные. Общее требование безопасности", согласно указанию в сертификатах соответствия N N РОСС CN.АИ49.В02234 от 02.02.2009, РОСС CN.АИ49.В02936 от 04.02.2010, РОСС CN.АИ49.В02967 от 18.02.2010 отклонены судом первой инстанции как неподтвержденные.
Судом первой инстанции также были отклонены доводы заинтересованного лица о комплектации ввезенного оборудования и выполняемой им функции как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела. Инструкция по эксплуатации на мотоблок МБ-2-М не является документом товарной партии, задекларированной по ДТ N 10309120/280710/0005660, а является техническим документом на продукцию, ввезенную декларантом ООО "МОНОЛИТ" по иным декларациям на товары, в рамках контракта N 20-11 от 14.11.2007, в то время как иных товаросопроводительных документов, опровергающих сведения, представленные заявителем, таможенным органом представлено не было.
Ссылки заинтересованного лица на инструкцию по эксплуатации мотоблока МБ-2-М, размещенную на сайте www.domostroy.com, также правильно не приняты судом первой инстанции, исходя из неподтвержденности того, что товары обладают аналогичными техническими характеристиками.
Решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10300000-11.6-46/1 от 10.01.2013 явилось основанием для вынесения Краснодарской таможней требования об уплате таможенных платежей N 177/1 от 14.02.2013.
Статьей 79 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 5 статьи 60 Закона N 311-ФЗ установлено, что таможенный представитель может уплачивать таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенной процедуры, определенной для декларирования товаров, предусматривает их уплату и если условиями договора, заключенным между декларантом и таможенным представителем, предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов таможенным представителем.
Согласно пункту 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
В статье 4 Таможенного кодекса Таможенного союза дано следующее определение используемым в вышеуказанной норме закона терминам:
таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;
выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры.
Исходя из положения данных норм права, таможенный представитель несет солидарную с декларантом ответственность исключительно при таможенном декларировании и (или) выпуске товара.
Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Ответственным за неуплату таможенных платежей, выявленную в рамках контроля после выпуска товаров, является декларант, на основании пункта 3 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Доначисление таможенных платежей имело место после выпуска товаров.
Норма таможенного законодательства, указывающая на солидарные обязательства таможенного представителя по уплате недоимки по таможенным платежам, выявленной в порядке контроля достоверности сведений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС после выпуска товаров, в законодательстве Таможенного союза отсутствует.
Исходя из содержания данных норм права, таможенный представитель декларанта несет солидарную с декларантом ответственность по уплате таможенных платежей в силу закона только при декларировании товаров и (или) их выпуске и данная норма не возлагает на таможенного представителя внедоговорной солидарной ответственности с декларантом на уплату таможенных платежей, доначисленных в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
Таким образом, солидарная ответственность, установленная частью 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", у таможенного представителя прекращается при проставлении таможенным органом отметок о выпуске товаров в таможенной декларации.
Таможенный представитель несет солидарную с декларантом ответственность по уплате таможенных платежей до выпуска товаров в свободное обращение, при оформлении и подаче декларации в таможенный орган и до выпуска товара таможенным органом, при обнаружении недоплаты таможенных платежей и изменения классификационного кода товаров только в рамках процедуры таможенного наблюдения.
Распространение солидарной ответственности таможенного представителя по уплате доначисленных таможенных платежей после выпуска товара не соответствует политико-правовому режиму деятельности таможенного представителя.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, таможенный орган в нарушение частей 5 и 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" выставил заявителю требование после выпуска товара, что является самостоятельным основанием для отмены требования.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы Краснодарской таможни и Южного таможенного управления, изложенные в апелляционных жалобах, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Данные доводы заявлялись при рассмотрении дела в суде первой инстанции и обоснованно отклонены им, документов, опровергающих данные выводы, таможенными органами не представлено.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2013 по делу N А32-7477/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7477/2013
Истец: ЗАО "РОСТЭК-Кубань"
Ответчик: Краснодарская таможня, Южное Таможенное Управление Федеральной Таможенной службы
Третье лицо: Кранодарская таможня, Южное таможенное управление