Отечественные контракты
От сезонного колебания цен на дизельное топливо страдают многие предприятия. Если избежать риска нельзя, можно попробовать его передать. Страховые компании не покрывают подобные риски, однако с помощью фьючерсов на дизельное топливо можно зафиксировать цену до начала подорожания.
Рынок нефтепродуктов подвержен резким ценовыми колебаниями, обусловленным сезонным спросом, динамикой мирового рынка энергоносителей, погодными условиями и многими другими факторами. Дизельное топливо - продукт повсеместного и масштабного потребления. Поэтому рост цен на него немедленно ведет к росту цен во всех отраслях экономики, росту потребительских цен и увеличению инфляции. Объем внутреннего потребления дизельного топлива в России, по данным компании "ИнфоТЭК-Консалт", - более 27 млн т в год. Доля затрат на дизельное топливо в себестоимости конечных продуктов в сельском хозяйстве составляет 30%, в горнодобывающей промышленности - 35-40%, в автоперевозках и флоте - около 40% (согласно расчетам компании "Алгоритм. Топливный интегратор").
Рынок дизельного топлива очень волатилен - колебания цен на нем предсказать крайне сложно. В связи с этим существует острая потребность в снижении и перераспределении ценовых рисков.
Бизнес поставщиков нефтепродуктов капиталоемкий и при этом низкорентабельный. Однако потребители топлива подвержены ценовому риску в большей степени, поскольку возможности прогнозирования у них намного меньше, чем у поставщиков. Иными словами, для компаний, связанных с сельским хозяйством, транспортировкой, строительством и недропользованием, хеджирование ценовых рисков на нефтепродукты еще более актуально, чем для поставщиков нефтепродуктов.
Биржи и фьючерсные контракты
Основной функцией товарных бирж на протяжении столетий развития биржевой торговли являлось предоставление покупателям и продавцам возможности осуществлять оптовые сделки с наличным товаром. Более 50 лет назад в результате развития и совершенствования рыночной торговли биржи перестали служить местом купли/продажи наличного товара и в настоящее время представляют собой центры ценообразования и страхования рисков. Большие колебания цен на торгуемые активы заставили продавцов наличного товара искать способ оградить себя от вероятного в будущем риска неблагоприятного изменения цен на имеющиеся у них или планируемые к приобретению активы. Желание, с одной стороны, обеспечить себе защиту, передав ценовой риск, а с другой - заработать за счет принятия на себя чужого риска привело к появлению фьючерсной торговли. В мировой практике применение фьючерсных контрактов уже давно стало неотъемлемой частью хозяйственной деятельности компаний, так или иначе связанных с биржевыми товарами. Значительные средства направляются не только на усовершенствование материально-технической базы, но и на развитие операций на срочном рынке. Сильные колебания цен на товары теперь не оказывают существенного влияния на компании, практикующие хеджирование своих ценовых рисков. Основное преимущество хеджирования заключается в появлении возможности зафиксировать планируемую прибыль заранее.
Инструменты хеджирования на специализированных торговых площадках (биржах) - это товарные фьючерсы и опционы. Одной из сторон в каждой биржевой сделке купли-продажи является расчетная палата биржи, гарантирующая выполнение как продавцом, так и покупателем своих обязательств.
Дизельные фьючерсы на РТС
Наиболее простую форму страхования ценовых рисков представляет использование фьючерсных контрактов. Хеджирование с их помощью позволяет фиксировать цену будущей поставки товара; при этом в случае снижения цен на наличном рынке недополученная прибыль будет компенсирована доходом по проданным срочным контрактам (при снижении фьючерсной цены проданный фьючерс приносит прибыль). Однако оборотной стороной медали является невозможность воспользоваться ростом цен на реальном рынке - дополнительная прибыль на наличном рынке в этом случае будет съедена убытками по проданным фьючерсам. 20 февраля 2007 года в срочной секции FORTS Фондовой биржи "Российская торговая система" начались торги поставочными фьючерсными контрактами на дизельное топливо, а 5 апреля состоялась первая в российской истории поставка дизельного топлива по такому контракту. Объем поставки составил 800 т, или 60% от объема открытых позиций. В качестве базиса поставки по контракту была выбрана ЛПДС "Володарская" ОАО "Мостранснефтепродукт" - крупнейшая нефтебаза Центрального региона России с возможностью прокачки нефтепродуктов со многих нефтеперерабатывающих заводов. На бирже была разработана специальная процедура поставки по фьючерсным контрактам на дизельное топливо. Между участником поставки, брокерской компанией и расчетной палатой РТС заключается трехстороннее соглашение. Участник открывает счет в расчетной палате и самостоятельно выполняет действия по поставке. Контроль этих действий осуществляет биржа, которая выступает гарантом исполнения обязательств всеми участниками рынка.
Пример хеджирования риска роста цен на дизельное топливо
Для потребителя топлива повышение цен нежелательно. В условиях растущего рынка возможность фиксации цены покупки с поставкой через месяц и более выглядит крайне привлекательной. Предположим, что цена на дизельное топливо на физическом рынке (ЛПДС "Володарская") составляет 18 тыс. руб./т (таблица). В это же время с поставкой через месяц оно торгуется на уровне 18,4 тыс. руб./т. Потребитель, опасаясь, что через месяц цена будет выше уровня 18,4 тыс. руб./т, имеет две возможности застраховаться от роста цен:
купить необходимый объем продукта по 18 тыс. руб./т (при этом необходимо потратить деньги на хранение топлива в течение месяца);
зафиксировать цену будущей покупки путем приобретения фьючерсных контрактов по 18,4 тыс. руб./т (в этом случае плата за хранение отсутствует, на покупку фьючерсов требуется в 10 раз меньше средств).
Пример хеджирования с помощью фьючерсов на дизельное топливо | |||
Дата | Цена дизельного потли- ва, руб./т - Спот |
Фьючерс с поставкой через месяц, руб./т |
Действия |
01.10.07 | 18 000 | 18 400 | Покупка фьючерсных контрактов по цене 18 400 руб./т |
06.11.07 | 20 000 | 20 000 | Покупка дизельного топлива на наличном рынке по 20 000 руб./т, продажа фьючерсных контрактов по 20 000 руб./т |
Итог | - 2000 | + 1600 |
Если через месяц цены вырастут до 20 тыс. руб./т, покупатель сможет продать свои фьючерсные контракты по 20 тыс. руб./т (в момент истечения фьючерсного контракта ценовая разница с рынком "спот" исчезает). Таким образом, прибыль по биржевой позиции составит 1,6 тыс. руб./т. В это же время происходит физическое приобретение товара у привычного контрагента по 20 тыс. руб./т. Результат операции - покупка топлива по 18,4 тыс. руб./т, что и было запланировано месяц назад.
Покупатель может не закрывать свои позиции на бирже, а довести фьючерсные контракты до исполнения и принять поставку от контрагента, определенного биржей. Финансовый результат от этого не изменится - поставка пойдет в несколько непривычной обстановке.
Необходимо отметить, что, если к моменту поставки цены снизятся и окажутся ниже зафиксированного месяц назад уровня 18,4 тыс. руб./т, покупатель понесет убыток. Тем не менее любой из участников торгов волен самостоятельно принимать решение о времени покупки/продажи фьючерсных контрактов, что позволяет избавиться от позиции в любое время.
Как использовать биржевой контракт Для начала работы с фьючерсными контрактами на товары необходимо выбрать одну из более чем 100 брокерских компаний, которая будет предоставлять услуги на срочном рынке. Способствовать облегчению выбора может рейтинг активности брокеров, имеющийся на сайте фондовой биржи РТС. Имеет смысл сравнить условия обслуживания в нескольких компаниях по таким критериям, как минимальный размер счета, тарифная политика, возможность получения информационной и технической поддержки. Целесообразно оценить надежность компании, размер клиентской базы, продолжительность работы брокера на срочном рынке, ознакомиться с отзывами клиентов компании. После выбора брокера необходимо открыть счет: подписать договор на брокерское обслуживание, декларацию о рисках*(1) и ряд других документов. Оформление бумаг и открытие счета отнимает, как правило, не более 30 мин. После открытия биржевого счета необходимо перечислить на него денежные средства. Для торговли одним фьючерсным контрактом на дизельное топливо (10 т) потребуется порядка 20 тыс. руб.
Технический доступ к торгам осуществляется через терминал, который может быть установлен на любой компьютер с доступом в интернет. Для обеспечения надежной и устойчивой связи с торговой системой FORTS канал связи должен иметь пропускную способность не ниже 16 Кбит/с. Как правило, брокер проводит обучающие курсы, которые помогают освоить работу с торговым терминалом, а также дают общее представление о действиях на финансовых рынках, основных торговых стратегиях, способах технического и фундаментального анализа рынков.
С надеждой на лучшее
Фьючерсные контракты на дизельное топливо являются оптимальным инструментом как для хеджирования риска неблагоприятного изменения цен, так и для спекулятивной игры благодаря простоте совершения сделок и минимальным издержкам при покупке/продаже.
С уверенностью можно утверждать, что наличие в стране рынка фьючерсных контрактов на энергоносители позволит в значительной мере облегчить работу участникам рынка, а также привлечет значительный инвестиционный и спекулятивный интерес. Очевидно, что фундаментом для дальнейшего повышения ликвидности торгов фьючерсным контрактом являются поставщики и потребители реального рынка дизельного топлива. Торги фьючерсным контрактом на дизельное топливо зададут вектор дальнейшего развития для трейдеров реального рынка, для независимых сетей АЗС, а в дальнейшем затронут и действия крупных вертикально интегрированных компаний.
Преимущество же получат те компании, которые научатся управлять не только товаропотоками, но и ценовыми рисками.
И. Мороз,
заместитель руководителя управления департамента срочного рынка РТС
"Риск-менеджмент", N 3-4, март-апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В декларации о рисках инвестор подтверждает, что отдает себе отчет о возможных угрозах при инвестировании. Все брокерские компании обязаны предоставить своим клиентам-инвесторам такой документ на подпись.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Риск-менеджмент"
Журнал "Риск-менеджмент" - профессиональное издание по теории и практике комплексного управления рисками на предприятиях различных отраслей экономики. Подробная информация о внедрении новых технологий и рекомендации по созданию и применению моделей для анализа и оценки рисков.
Учредитель издания - ООО "B2B Media"
Адрес редакции: г. Москва, Малый Толмачевский пер., д. 1, 3 этаж
Телефоны: (495) 933-5519, (495) 101-3676
Internet: www.b2bmedia.ru
E-mail: info@riskmanagement.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" 18551
"Пресса России" 88020