О налоге на добавленную стоимость
Возмещение НДС дипломатическим представительствам
Имеют ли право дипломатические представительства на возмещение НДС, уплаченного по товарам (работам, услугам), приобретаемым для официального использования этими представительствами?
На основании подпункта 7 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) операции по реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования в том числе иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами подлежат обложению НДС по ставке 0%, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации. При этом порядок применения данного подпункта п. 1 ст. 164 НК РФ устанавливается Правительством РФ.
В настоящее время вышеуказанный порядок определен Правилами применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033 (далее - Правила).
Так, п. 3 Правил установлено, что применение налоговой ставки 0 % путем возмещения налоговыми органами НДС, учтенного в цене товаров (работ, услуг) и уплаченного при их покупке, осуществляется только в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
Что касается товаров (работ, услуг), приобретаемых для официального использования дипломатическими и приравненным к ним представительствами, то согласно п. 4 Правил при реализации данным представительствам товаров (работ, услуг) налогоплательщики должны выставлять счета-фактуры с указанием налоговой ставки 0%. При этом возмещение НДС вышеуказанным представительствам в случаях, если этот налог указан в цене товаров (работ, услуг) и уплачен при их приобретении, Правилами не предусмотрено.
Налогообложение при реализации построенных судов
Правомерно ли применение ставки НДС в размере 0% при реализации результата выполненных работ (построенного судна) в рамках договора строительного подряда (на строительство судна)?
В соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных п. 13 ст. 165 настоящего Кодекса, применяется налоговая ставка 0%.
Согласно п. 13 ст. 165 НК РФ при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
- контракт (копия контракта) на реализацию судна, заключенный налогоплательщиком с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;
- выписка из реестра строящихся судов с указанием того, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в Российском международном реестре судов;
- документы, подтверждающие факт перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;
- документы, подтверждающие мощность главных двигателей и вместимость судна.
Исходя из норм подпункта 10 п. 1 ст. 164 и п. 13 ст. 165 НК РФ при реализации результата выполненных работ (построенного судна) в рамках договора строительного подряда (на строительство судна) применение ставки НДС в размере 0% правомерно.
Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
Налогообложение услуг почтовой связи
Каков порядок применения НДС юридическими лицами при использовании франкировальных машин для нанесения оттиска клише на письмо при оплате услуг организаций почтовой связи по пересылке письменной корреспонденции?
На основании подпункта 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также по передаче имущественных прав на территории Российской Федерации, вне зависимости от источника их финансирования, за исключением операций, не признаваемых объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 9 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация почтовых марок (за исключением коллекционных), маркированных открыток и маркированных конвертов не подлежит обложению НДС.
При этом освобождение от обложения НДС услуг почтовой связи главой 21 НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, операции по реализации услуг почтовой связи подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми Правительством РФ.
В настоящее время действуют Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, согласно п. 25 которых оплата услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, подтверждается государственными знаками почтовой оплаты.
В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:
- почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;
- оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;
- иные знаки, установленные Россвязью и наносимые типографским способом.
В соответствии с п. 1.1 Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации, утвержденного приказом Минсвязи России от 26.05.1994 N 115, почтовые марки, маркированные конверты и карточки являются знаками почтовой оплаты, предназначенными для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи согласно действующим тарифам, и подтверждают факт такой оплаты по внутренней и международной корреспонденции.
Тарифы на основные услуги общедоступной почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемые ФГУП "Почта России", утверждены приказом ФСТ России от 17.11.2006 N 277-с/1. При этом установлен единый размер тарифов для почтовых отправлений (как для физических лиц, так и организаций) с маркой и со знаком почтовой оплаты, нанесенным франкировальной машиной; сумма НДС в вышеуказанных тарифах не выделена отдельной строкой.
Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения НДС.
Следовательно, вышеуказанные тарифы подлежат увеличению в соответствии с главой 21 НК РФ на сумму НДС по ставке в размере 18 % (тариф х 18%). Например, за пересылку простого письма весом до 20 г с наклеенной маркой организация уплачивает 6 руб. 50 коп., а при нанесении оттиска клише франкировальной машины - 7 руб. 67 коп. (6 руб. 50 коп. + + 6 руб. 50 коп. х 18%).
Вычет сумм НДС при осуществлении работ,
связанных с благоустройством территорий
Как принимаются к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для проведения работ, связанных с благоустройством территорий (земельных участков)?
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную при осуществлении операций, облагаемых этим налогом, на налоговые вычеты.
Так, согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, облагаемых НДС, должны приниматься к вычету в общеустановленном порядке. При этом вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для благоустройства земельного участка, приходящимся на часть площади такого участка, которая будет использоваться для осуществления облагаемых НДС операций.
В случае использования благоустроенного земельного участка для осуществления операций, как облагаемых НДС, так и освобождаемых от обложения этим налогом, суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для благоустройства такого участка, подлежат распределению в порядке, установленном ст. 170 НК РФ.
Налогообложение денежных средств, взимаемых с владельцев
транспортных средств за их регистрацию
Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения вышеуказанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Согласно приказу МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств", изданному в целях реализации постановления Правительства РФ от 21.02.2002 N 126 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938", регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями ГАИ-ГИБДД, на которые также возложена ответственность за прием, транспортировку, учет и хранение специальной продукции.
Таким образом, операции, связанные с регистрацией транспортных средств (выдача и замена государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств), оказываемые органами ГАИ-ГИБДД, относятся к исключительным полномочиям, поэтому если плата взимается органами ГАИ-ГИБДД за оказание услуг при регистрации транспортных средств, а не за выдачу специальной продукции (номерных знаков), то она не облагается НДС.
С.С. Климов
Право на вычет суммы НДС, уплаченной в составе платежа
за право участия в конкурсе
Индивидуальный предприниматель участвовал в конкурсе на право заключения договоров по выбору работ. Документация, необходимая для участия в конкурсе, предоставлена организаторами конкурса за плату, включающую сумму НДС. Договор на указанные работы по результатам конкурса с налогоплательщиком заключен не был. При этом по условиям конкурса уплаченная за комплект документации сумма (в том числе НДС) возврату не подлежит. Вправе ли данный налогоплательщик заявить вычет по НДС за вышеуказанную документацию?
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные этой статьей НК РФ налоговые вычеты.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.
Таким образом, право на вычет НДС у налогоплательщика в отношении приобретенной конкурсной документации по незаключенному договору не возникает, так как приобретение данной документации не связано с осуществлением операций, подлежащих обложению НДС.
Освобождение от налогообложения при реализации домов,
жилых помещений и долей в них
Налогоплательщик осуществляет реализацию жилых домов, жилых помещений, а также долей в них. Какие документы необходимы для подтверждения правомерности применения подпункта 22 п. 3 ст. 149 НК РФ?
В соответствие с подпунктом 22 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них освобождается от обложения НДС. В целях правомерности применения вышеуказанного освобождения от налогообложения необходимо учитывать следующее.
Согласно ст. 549 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Статьей 551 ГК РФ установлено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В соответствии с п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм НДС. При этом на вышеуказанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
Учитывая вышеизложенное, в целях правомерности применения освобождения от налогообложения, предусмотренного подпунктом 22 п. 3 ст. 149 НК РФ, налогоплательщику необходимо руководствоваться вышеизложенными нормами законодательства и представлять в налоговый орган по месту учета следующие документы:
- договор купли-продажи недвижимого имущества, зарегистрированный в установленном порядке;
- свидетельство о государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество;
- первичные учетные документы по приемке-передаче недвижимого имущества;
- счет-фактуру без выделения суммы НДС.
Налогообложение услуг по медицинским осмотрам
Облагаются ли НДС услуги по медицинским осмотрам (предрейсовые, послерейсовые, предполетные, послеполетные) водителей транспортных средств (летчиков)?
В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132 утвержден перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень), которым предусмотрены следующие виды медицинским услуг:
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках стационарной медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы;
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях;
- услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.
Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в данной статье Кодекса операции не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства Российской Федерации. Иными словами, лицензия является основным документом, на основании которого налогоплательщик может подтвердить правомерность применения освобождения от обложения НДС, предусмотренного подпунктом 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность включена в перечень лицензируемых видов деятельности.
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 N 323 в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, прилагаемым к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, утвержден Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, которым установлено, что с 1 июля 2007 года медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) и медицинские осмотры (предполетные, послеполетные) отнесены к работам (услугам), выполняемым при осуществлении доврачебной медицинской помощи. Доврачебная помощь в Перечне поименована. Таким образом, с вступлением в силу приказа Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 N 323 выполнение (оказание) работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) и медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным) должно освобождаться от обложения НДС.
Признание органов местного самоуправления плательщиками НДС
Статьей 143 НК РФ установлено, что плательщиками НДС признаются организации. При этом под организациями согласно ст. 11 НК РФ понимаются в том числе юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования - выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
На основании п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований органы местного самоуправления могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В структуру органов местного самоуправления входят:
- представительный орган муниципального образования;
- глава муниципального образования;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
- контрольный орган муниципального образования и иные органы местного самоуправления.
Если в соответствии с п. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ и уставом муниципального образования органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица, они являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона N 131-ФЗ согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" применительно к учреждениям.
Таким образом, органы местного самоуправления (представительные органы муниципального образования и местная администрация), являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, на равных началах признаются плательщиками НДС.
П.С. Лещинер
"Налоговый вестник", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1