Особенности оплаты труда гражданского персонала в соответствии
с Приказом Минобороны N 90
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы РФ помимо военнослужащих комплектуются гражданским персоналом, штатная численность которого устанавливается Правительством РФ, а перечень замещаемых им должностей - министром обороны РФ.
Трудовые отношения гражданского персонала Вооруженных Сил РФ с командирами (начальниками воинских частей и организаций, подведомственных Минобороны РФ) регламентируются трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Приказ Минобороны РФ N 90*(1) был издан во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1027 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства N 1027). В соответствии с этим постановлением условия выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, ежемесячной надбавки за выслугу лет и премий устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти. Также руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ утверждаются:
- перечень отдельных органов и схемы должностных окладов работников по соответствующим отдельным органам согласно Постановлению Правительства N 1027;
- положение об исчислении трудового стажа работников отдельных органов для выплаты им ежемесячной надбавки за выслугу лет.
В пункте 1 Постановления Правительства N 1027 перечислены федеральные органы исполнительной власти, на работников которых распространяется действие положений данного постановления, за исключением тех, чей должностной оклад устанавливается в соответствии с единой тарифной сеткой по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. В данном перечне фигурирует и Минобороны РФ.
Приказом Минобороны РФ N 90 утверждены:
- размеры должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Минобороны РФ, согласованные с Минтрудом РФ;
- положение об исчислении стажа работы гражданского персонала отдельных органов Минобороны РФ для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет, согласованное с Минтрудом РФ;
- положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы гражданскому персоналу отдельных органов Минобороны РФ;
- положение о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Минобороны РФ.
Размер должностных окладов
Оплата труда гражданского персонала учреждений производится на основе должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от должности работников. Приказом Минобороны N 90 утверждены размеры должностных окладов гражданского персонала отдельных органов министерства. К отдельным органам, в частности, отнесены:
- органы военного управления родов войск и служб Вооруженных Сил РФ;
- органы управления округов, флотов и приравненные к ним органы военного управления;
- органы управления армий, флотилий и приравненные к ним органы военного управления.
В Приказе Минобороны РФ N 90 размеры должностных окладов гражданского персонала установлены в виде вилки, предусматривающей верхний и нижний пределы. Например, секретарю-машинистке может устанавливаться должностной оклад в размере от 540 до 720 руб. в месяц. Размер должностного оклада в таком случае устанавливается в зависимости от соответствия квалификации сотрудника занимаемой должности.
Соответствие работника выполняемой работе определяется квалификационной (аттестационной) комиссией, создаваемой командиром воинской части. Порядок проведения аттестации гражданского персонала определен Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ" (далее - Указ Президента РФ N 110). В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ N 110 аттестация проводится в следующих целях:
- определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности на основе оценки его профессиональной служебной деятельности;
- формирование кадрового состава;
- повышение профессионального уровня;
- решение вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
- решение вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
При определении результатов аттестации должны учитываться профессиональные знания федерального гражданского служащего, опыт работы, повышение квалификации и переподготовка, организаторские способности. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист федерального государственного служащего, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании и принимавшими участие в голосовании. С аттестационным листом федеральный государственный служащий знакомится под расписку.
На основании аттестационного листа устанавливается размер должностного оклада гражданского служащего.
Исчисление стажа работы гражданского персонала
В соответствии с п. 2 Приказа Минобороны РФ N 90 руководители отдельных органов Минобороны РФ обязаны выплачивать гражданскому персоналу ежемесячную надбавку за выслугу лет в следующих размерах:
- при стаже работы от 1 года до 3 лет включительно - 10%;
- при стаже работы от 3 до 8 лет включительно - 15%;
- при стаже работы от 8 до 15 лет включительно - 20%;
- при стаже работы свыше 15 лет - 30%.
Основным документом для определения общего стажа работы, дающего право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, является трудовая книжка, а для граждан, уволенных с военной службы, - военный билет и другие документы, подтверждающие периоды работы или военной службы.
Согласно Приказу Минобороны РФ N 90 в общий стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, включается время работы (государственной службы) в следующих организациях:
а) администрации Президента РФ, аппарате Совета безопасности РФ, аппарате Совета обороны РФ, аппаратах Совета Федерации Федерального собрания РФ, Государственной думы Федерального собрания РФ, аппаратах Правительства РФ, государственных органов Правительства РФ, государственных органов при Правительстве РФ;
б) центральных органах военного управления Вооруженных Сил РФ, органах военного управления родов войск и служб Вооруженных Сил РФ, в других федеральных органах государственной власти и их аппаратах, государственных органах федеральных органов исполнительной власти и государственных органах при федеральных органах исполнительной власти;
в) управлениях округов, флотов, групп войск, армий, флотилий и приравненных к ним органах военного управления, а также в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, дипломатических, торговых представительствах и консульских учреждениях РФ, в представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, а также в межгосударственных органах управления государств - участников Содружества Независимых Государств;
г) Управлении делами Президента РФ, Медицинском центре Управления делами Президента РФ;
д) аппарате Конституционного суда РФ, аппаратах Верховного суда РФ, верховного суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, районного суда, военного суда, аппаратах Высшего арбитражного суда РФ, федерального арбитражного суда округа, федерального арбитражного суда субъекта РФ;
е) аппаратах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъекта РФ, прокуратуры города (района), военной прокуратуры;
ж) аппаратах Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ;
з) военных комиссариатах республик, краев, областей (автономной области, автономного округа), городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов (без районного деления) и объединенных военных комиссариатах, а также в органах государственной власти субъектов РФ и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов РФ;
и) Департаменте полевых учреждений Центрального банка РФ и в полевых учреждениях Центрального банка РФ;
к) органах местного самоуправления.
Кроме того, в стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, включаются периоды службы в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также периоды военной службы в Вооруженных Силах РФ.
Ежемесячная надбавка за выслугу лет начисляется в процентах исходя из должностного оклада без учета других надбавок и доплат. Надбавка выплачивается одновременно с заработной платой.
Секретарь-машинистка Иванова И.И. имеет должностной оклад 720 руб., является гражданской служащей 7 лет 11 месяцев.
Ежемесячная надбавка за выслугу лет составляет 15% и будет выплачена в сумме: 720 руб. х 0,15 = 108 руб.
В соответствии с п. 2 Приказа Минобороны РФ N 90 годовой фонд заработной платы должен содержать надбавку за выслугу лет в размере, не превышающем трех должностных окладов.
Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения
в труде и специальный режим работы гражданскому персоналу
Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы устанавливается в целях материального стимулирования труда наиболее квалифицированных, компетентных, ответственных и инициативных работников.
В соответствии с п. 2 Приказа Минобороны РФ N 90 на выплату надбавки гражданскому персоналу отдельных органов Минобороны РФ при утверждении фонда оплаты труда на соответствующий год предусматриваются средства в размере 8,5 должностного оклада по всем должностям, предусмотренным штатами этих органов.
При установлении надбавки за сложность и напряженность необходимо учитывать следующие основные критерии:
- исполнение работниками должностных обязанностей в условиях, отклоняющихся от нормальных (сложность, срочность и повышенное качество работ, знание и применение компьютерной и другой техники, иностранных языков и др.);
- выполнение непредвиденных, особо важных и ответственных работ;
- компетентность работников в принятии соответствующих решений, ответственность в работе по поддержанию высокого качества обеспечения деятельности отдельных органов;
- наличие у работников государственных наград, ученых степеней и званий, знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в труде.
Размер надбавки каждому работнику устанавливается приказом руководителя отдельного органа и может составлять от 50 до 100% должностного оклада в месяц. Конкретный размер надбавки может устанавливаться в процентах к должностному окладу или в твердой сумме (рублях) с таким расчетом, чтобы общая сумма выплачиваемой всем работникам в течение года надбавки не превышала размера средств, утвержденных на эти цели в годовом фонде оплаты труда (не более 8,5 должностного оклада).
Кроме размера надбавки в приказе руководителя указываются критерии (основания) установления надбавки конкретному работнику и период ее выплаты.
Установленный ранее размер надбавки может быть снижен, а также может быть прекращена выплата надбавки до истечения определенного срока. Это может быть произведено только по решению руководителя отдельного органа Минобороны РФ. Для снижения размера выплаты или ее прекращения должны быть основания: нарушение работником трудовой дисциплины или отсутствие средств на эти цели.
Основанием для снижения размера надбавки или прекращения ее выплаты работнику является приказ руководителя отдельного органа Минобороны РФ с указанием причин.
Надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы выплачивается одновременно с заработной платой за проработанное время и учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.
Премирование по результатам работы гражданского персонала
Премирование по результатам работы гражданского персонала отдельных органов производится:
- в целях усиления материальной заинтересованности работников в повышении качества выполняемых задач, возложенных на соответствующий орган военного управления;
- в целях обеспечения своевременного и добросовестного исполнения работниками их обязанностей;
- в целях повышения уровня ответственности за порученный участок работы;
- за выполнение заданий в особых условиях.
На премирование гражданского персонала при утверждении фонда заработной платы на соответствующий год предусматриваются средства в размере 3 должностных окладов (25% должностного оклада в расчете на месяц) по всем должностям, комплектуемым лицами из числа гражданского персонала и предусмотренным штатом и примечаниями к штату отдельного органа Минобороны РФ.
Как правило, премирование гражданского персонала производится по результатам работы за месяц (квартал). Основными показателями для премирования являются:
- результаты работы отдельного органа Минобороны РФ и его структурных подразделений;
- успешное и добросовестное выполнение гражданским персоналом должностных обязанностей;
- разумная инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда.
В соответствии с п. 4 Положения о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Минобороны РФ (приложение 4 к Приказу Минобороны РФ N 90) выплачиваемая премия является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, а также конкретного вклада работника в успешное выполнение задач, стоящих перед отдельным органом Минобороны РФ и его структурными подразделениями.
Общая сумма выплаченных в течение года всем работникам премий не должна превышать исчисленной в установленном порядке суммы средств на их выплату.
Основанием для выплаты премии является приказ руководителя с указанием ее конкретного размера (в рублях) каждому работнику. Работник может не представляться к премированию или ему может быть снижен размер премии по результатам работы за определенный период в связи с допущенными нарушениями трудовой дисциплины или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей. Это может быть осуществлено только по решению руководителя отдельного органа Минобороны РФ.
Денежные средства, предусмотренные фондом заработной платы на премирование по вакантным должностям, могут быть использованы на выплату премий другим работникам при условии, что должностные обязанности (работа) по вакантным должностям фактически выполнялись.
Премия выплачивается одновременно с заработной платой за проработанное время и учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.
Секретарь-машинистка Иванова И.И. имеет должностной оклад 720 руб., является гражданской служащей 7 лет 11 месяцев. За отработанный месяц Ивановой И.И. приказом руководителя установлена надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере 75% должностного оклада. Также по приказу руководителя Ивановой И.И. должна быть выплачена премия по результатам работы за месяц в размере 100% должностного оклада.
Бухгалтер сделает следующий расчет: должностной оклад - 720 руб., надбавка за выслугу лет (15%) - 108 руб., надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы - 720 руб. х 0,75 = 540 руб., премия по итогам работы - 720 руб.
Итого Ивановой И.И. начислено за месяц: 720 + 108 + 540 + 720 = 2088 (руб.).
Расчет среднего заработка
Рассмотрим, как рассчитывается средний заработок за время нахождения работника в отпуске или при выплате ему компенсации за неиспользованный отпуск. В настоящее время при расчете среднего заработка следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Постановление Правительства N 922).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства N 922 для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат. К таким выплатам, например, относятся:
- заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам за отработанное время;
- заработная плата, выданная в неденежной форме;
- надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет, ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий, руководство бригадой и другое;
- выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
- премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.
Пункт 3 Постановления Правительства N 922 определяет виды выплат, которые не учитываются при расчете среднего заработка. Это выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда:
- материальная помощь;
- оплата питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другого.
Пунктом 10 Постановления Правительства N 922 определен порядок расчета среднего дневного заработка: средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4). Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.
Средняя заработная плата, например, за отпуск начисляется исходя из среднего дневного заработка, умноженного на количество календарных дней отпуска.
Е. Малюгина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минобороны РФ от 02.02.2001 N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Минобороны Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"