г. Самара |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А65-13070/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Липкинд Е.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "Стрелец" - Шафигуллин Р.Р., директор - паспорт, Хамидуллина Р.Н. доверенность от 17.10.2013 г.;
от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - Хасанбеков Р.Х. доверенность от 19.08.2013 г. N 7767/ик;
от Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - Хасанбеков Р.Х. доверенность от 13.05.2013 г. N 07-23/18;
от Муниципального казенного учреждения "Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Стрелец"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 сентября 2013 года по делу N А65-13070/2013 (судья Хасанов А.Р.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Стрелец", г. Казань, (ОГРН 1091690019167, ИНН 1659091964),
к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань,
Муниципального казенного учреждения "Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань,
о признании незаконным действия Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выраженного в отказе выдачи разрешения на ввод объектов в эксплуатацию - павильонов литер Е.Е1 с кадастровым номером 16:50:160203:131, литер Д с кадастровым номером 16:50:160203:128, расположенных по улице Мавлютова г. Казани, об обязании Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в десятидневный срок устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Стрелец" путем выдачи разрешения на ввод объектов в эксплуатацию после реконструкции павильона литер Е.Е1, Д, расположенных в торговом комплексе "Сафар" по ул. Мавлютова г. Казани,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стрелец", г. Казань, (ОГРН 1091690019167, ИНН 1659091964) (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - ответчик, Исполнительный комитет г. Казани) о признании незаконным действия Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выраженного в отказе выдачи разрешения на ввод объектов в эксплуатацию - павильонов литер Е.Е1 с кадастровым номером 16:50:160203:131, литер Д с кадастровым номером 16:50:160203:128, расположенных по улице Мавлютова г. Казани, об обязании Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в десятидневный срок устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Стрелец" путем выдачи разрешения на ввод объектов в эксплуатацию после реконструкции павильона литер Е.Е1, Д, расположенных в торговом комплексе "Сафар" по ул. Мавлютова г. Казани.
Определением суда от 24.06.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.
Определением суда от 06.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение "Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Общество с ограниченной ответственностью "Стрелец" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, исковые требования ООО "Стрелец" полностью удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что при получении разрешения на строительство ему не были выданы никакие технические условия Комитетом по внешнему благоустройству ИК МО г.Казани, так как в момент получения разрешения на строительство 15 июля 2011 г. Комитет по внешнему благоустройству не существовал. После его образования никакие требования и условия со стороны Комитета внешнего благоустройства истцу не были выдвинуты.
По мнению подателя жалобы, истец доказал суду, что не было необходимости получения технических условий, так как существующие инженерно-технические системы не нарушены и эксплуатируются по ранее подключенным системам и заключенным договорам.
Податель жалобы указывает, что суд не учел, что согласно части 7 ст. 51 ГрК РФ необходимые технические условия выдаются при получении разрешения на строительство, а наличие разрешения на строительство у истца доказывает, что не было необходимости получения дополнительных технических условий. И подтверждать их выполнение он не должен.
По мнению подателя жалобы, суд необоснованно считал основным законодательным документом требующим выполнения при вводе в эксплуатацию объекта "Административный регламент ИК МО г.Казани" от 31.05.2012 г.
В судебном заседании представители ООО "Стрелец" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель является собственником сложного объекта недвижимости - торгового комплекса "Сафар", который состоит из шести торговых павильонов (литер С,Р,В,Г5Д, ЕЕ1), расположенных по ул. Мавлютова г. Казани.
Данные объекты находятся на земельном участке площадью 2550 м2 с кадастровым номером 16:50:16 02 03:0046, принадлежащим ООО "Стрелец" на праве собственности.
После завершения работ общество изготовило паспорт БТИ, внесло изменения в кадастровые паспорта данных объектов и обратилось в Исполнительный комитет г. Казани через Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее - Управление градостроительных разрешений) с заявлением о выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию (павильонов литер Е.Е1,Д).
Исполнительный комитет г. Казани в лице Управления градостроительных разрешений письмом N 03-01-32 от 05.06.2013 отказал в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного торгового комплекса (объектов 2-ой очереди -павильоны литеры Е.Е1,Д), расположенного по ул. Мавлютова г. Казани, ссылаясь на отсутствие справки о выполнении технических условий по благоустройству от Комитета внешнего благоустройства ИК МО Г.Казани,
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В силу ч.2 ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Согласно ч.4 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Ответчиком и Управлением, являющимся, в силу положения об Управлении, утвержденного решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 26-3, уполномоченным органом по обеспечению выдачи градостроительных разрешений на территории г.Казани, выдано Заявителю разрешение NRU 16301000-178-гр от 15.07.2011 на реконструкцию 2-й очереди торгового комплекса (павильоны литер Е,Е1,Д) на земельных участках с кадастровыми номерами 16:50:160203:131 и 16:50:160203:128 по адресу: РТ, г.Казань, ул.Мавлютова.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); 5)документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных часть 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
Согласно части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
В данном случае из имеющихся в материалах настоящего дела документов усматривается, что при обращении Общества с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию последнее не представило документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Исполкома г.Казани от 31.05.2012 N 3603 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию Исполнительным комитетом г.Казани" утвержден порядок предоставления данной услуги и в п.2.6. указан исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения данной услуги, подпунктом 4.пункта 2.6 указан документ, а именно, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Ответчик в лице Управления письмом от 05.06.2013 за N 03-01-32 отказал Заявителю в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного торгового комплекса вторая очередь (павильоны ЕЕ1,Д) на основании письма Комитета в связи с имеющимися нарушениями действующих СНиП III-10-75 "Правила производства и приемки работ. Благоустройство территорий" и Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (утвержденных приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153.
Из материалов дела и пояснений ответчика, третьих лиц судом установлено, что на основании Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного Постановлением Исполнительного Комитета г.Казани N 8570 от 30.12.2011, представителями Комитета были зафиксированы нарушения в виде несоответствия выполненных работ СНиП Ш-10-75 "Правила производства и приемки работ. Благоустройство территорий" и Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (утвержденных приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153). Объект возведен на сетях хозяйственно-фекальной и ливневой канализации с нарушением существующих строительных норм и правил, о чем Заявитель был письменно уведомлен, и было предложено устранить выявленные нарушения и обратиться вновь за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Регламентом регулируется порядок обращения за получением муниципальной услуги и порядок действий в случае несогласия с решением должностного лица.
С учетом изложенного суд правомерно посчитал состоятельными доводы ответчика и третьих лиц о том, что подключение объекта могут привести к перегрузке инженерных сетей, так как технические условия на реконструкцию не получены, следовательно, соответствующие разделы проекта не разработаны (расчетные мощности потребления инженерных ресурсов, пропускная способность (возможности) существующих линейных сетей).
Федеральный закон 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", задачами которого являются защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:
1) механической безопасности;
2) пожарной безопасности;
3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
7) энергетической эффективности зданий и сооружений;
8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Статья 39 указанного закона устанавливает Правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса)
Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме:
1) заявления о соответствии проектной документации требованиям настоящего Федерального закона;
2) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации;
3) строительного контроля;
4) государственного строительного надзора;
5) заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации;
6) заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона;
7) ввода объекта в эксплуатацию.
В данном случае отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию был мотивирован и обоснован в соответствии с письмом из Комитета внешнего благоустройства Исполнительного комитета г.Казани, представители которого по результатам выездной проверки выявили недостатки и Заявителю было предложено устранить, после чего вновь вернуться к рассмотрению вопроса выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Заявителю также были разъяснены порядок обращения и способы обжалования действий должностных лиц комитета по благоустройству Исполнительного комитета г.Казани.
Судом правильно указано на то, что заявитель не был лишен права обжаловать действия третьего лица-2. В случае такого обжалования и установления новых обстоятельств заявитель не лишен права обратиться в суд по настоящему делу с заявлением о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Обществом с ограниченной ответственностью "Стрелец" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 сентября 2013 года по делу N А65-13070/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13070/2013
Истец: ООО "Стрелец", г. Казань
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани
Третье лицо: Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани